• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги седьмого семинара

В среду  3 июня 2015 года состоялось очередное заседание научно-учебной группы «Метанойя: Поворот к трансцендентному и материальному в современной политической теологии». С докладом на тему «Европа по ту сторону секуляризма» выступил профессор факультета философии, теологии и религиоведения Radboud Universiteit (Nijmegen, the Netherlands), директор Центра исследований этики (Radboud Universiteit), член международного научного совета журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» Эверт ван дер Звеерде.

Своё выступление Эверт ван дер Звеерде начал с, казалось бы, неожиданного тезиса о том, что секулярный мир теряет свои позиции – как по историческим, так и по социальным причинам. Теоретической опорой тезиса выступило размышление о том, что секулярность есть продукт христианской культуры, и соответствующей ей набор социальных практик, когда религиозность исключается из публичной сферы, плохо подходит к ситуации, когда Европа становится местом сосуществования разных религий, и, если можно так сказать, разных видов неверия.

Несмотря на пессимистичный характер основного тезиса, голландский профессор также предложил слушателям позитивную программу, которая отсылает к идее global denomentionalism, предложенной Хосе Казановой, то есть сосуществованию различных моделей отношения к религиозности в рамках одного общества на основании взаимной умеренности и отказа от радикализма (как религиозного, так и секулярного). Если люди хотят говорить о своих социальных проблемах в терминах религии, говорил ван дер Звеерде, мы не должны пытаться опровергнуть из слова, и заставить их формулировать свою позицию в секулярных терминах, так как это оскорбительно и нечестно.

Одним из центральных вопросов во время дискуссии стала реплика участника научно-учебной группы, доцента Школы философии НИУ-ВШЭ Кирилла Мартынова, который вынес на обсуждение тезис о том, что секуляризм в свое время стал способом остановить религиозные войны в Европе, и в нынешней ситуации отказ от секуляризма приведет к переходу нынешней «холодной» в основном войны между различными группами верующих и неверующих к вполне прямому столкновению. Как защитить граждан Европы от агрессивного прозелетизма верующих, требующих, скажем, ограничений на допустимое поведение в публичных местах, считающих оскорбительными светские наряды женщин и так далее? Если речь идет о моральном убеждении, то мы оказываемся безоружными перед лицом фанатиков. Если мы возвращаемся к юридическим запретам на агрессивную пропаганду религии с позиций светской конституции и свободы совести, то де факто это есть секуляризм, от которого и была предпринята попытка отказаться. В качестве ответа, ван дер Звеерде напомнил, что самые страшные режимы ХХ века не были религиозными, однако, это не значит, что возвращение религий в публичную сферу не несёт с собой угрозы превращения Европы в нечто отличное от того, что мы видим в настоящий момент.

 van_der_zveerde_seculjarnoe (PDF, 258 Кб)