• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги тринадцатого семинара

В четверг 3 декабря 2015 на очередном заседании научно-учебной группы «Метанойя: поворот к трансцендентному и материальному в современной политической теологии» состоялся доклад «Постсекулярное как предмет политической теологии» выпускницы кафедры Философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ, студентки магистратуры Школы философии НИУ ВШЭ Пыровой Татьяны.

Докладчица в самом начале своего выступления обозначила теоретические предпосылки, из которых она исходила в своём исследовании. Напомнив участникам семинара, что существует две концепции описания положения религиозного в современном обществе, а именно теория секуляризации и теория постсекуляризации, Татьяна отметила, что разговор о политической теологии в её отношении к насилию и современному статусу религии для самих людей должен выстраиваться именно на теоретическом фундаменте постсекулярных исследований. Именно обращение к нему позволяет обойти ограничения налагаемые наивным пониманием процессов секуляризации.

Татьяна указала на отмечаемое социологами и общественными мыслителями возвращение религии в публичную сферу, которое может по разному восприниматься разными социальными группами общества, но одинаково сильно затрагивает все сферы общественной жизни. При этом результаты социологических исследований о соотношении верующих и воцерковлённых, на которые ссылалась докладчица, дают странную и на первый взгляд противоречивую картину положения религии в обществе. В зависимости от методологии исследования результаты сильно разнятся, однако процентное соотношение верующих и воцерковлённых остаётся стабильным в независимости от даты проведения исследования и региона. Количество верующих значительно превышает количество воцерковлённых в России. Этот факт с точки зрения политической теологии свидетельствует о том, что религия, как мы видим, уже успевшая занять важное место в общественной жизни, в своём новом статусе еще не может быть операционализирована в научных терминах.

Если религия в первую очередь находит своё выражение в публичном пространстве, то логично предположить, что изменение секулярной парадигмы должно найти своё отражение в нём. С точки зрения докладчика одним из основных изменений стало положение насилия. Присутствует корреляция между насилием и секулярностью/постсекулярностью. Когда в обществе господствует установка на секуляризацию, насилие переходит в положение возможного но не реализующегося. Однако же в постсекулярном мире насилие вновь возвращается в публичное пространство именно как акт и акт отличный от классического понимания насилия вне его связи с религией. В публичном пространстве всегда остаётся недискурсивный остаток в виде насилия и задача исследователя состоит в том, что описать его, изобрести понятийный аппарат, который мог бы адекватно передавать суть явления и в этом ему может помочь обращение к политической теологии.