• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Руководство

Декан Бойцов Михаил Анатольевич

Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович

Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович

Заместитель декана по науке Вдовин Алексей Владимирович

Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович

Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович

Мероприятия
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 «История»: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 «Филология»: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/3
10 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/200/25
30 бюджетных мест
200 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
65/25/3
65 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/5
45 бюджетных мест
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/20/5
25 бюджетных мест
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/5
20 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
17/5/2
17 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
20/10/3
20 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
18/5/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

«Политические поведения» и «украшенное слово»: искусство речи и модели политического в Европе и России XVI-XIX вв.

Мероприятие завершено

Школа филологии и школа исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ совместно с Германским историческим институтом (ГИИМ) проводят международную конференцию: «Политические поведения» и «украшенное слово»: искусство речи и модели политического в Европе и России XVI-XIX вв.

Аннотация

За несколько последних десятилетий исследования различных направлений – от структуралистской филологии (Ю. М. Лотман, Поль де Ман, Р. Лахманн) и литературоведения «нового историзма» (В. Кан) до Кембриджской школы истории политических языков (Кв. Скиннер) – выявили фундаментальную и разнонаправленную связь между риторикой и сферой политического в России и Европе Нового времени. Принципиально важным результатом этих работ стало осмысление риторики и политики не только как набора акторов/авторов и практик, но и как смежных сфер теоретической рефлексии, концептуальных пластов или «моделирующих систем», сложным образом манифестирующих себя в текстах, практиках и событиях. Общей проекцией этих теоретически-нормативных дисциплин были переплетенные между собой в сложной эволюции представления о языке и речи, о государстве и суверенитете, и о субъекте-подданном (subject, sujet).

Язык, упорядоченный по законам риторики и смежных дисциплин грамматики и поэтики, оказывался одновременно медиумом и теоретической моделью, «грамматикой», политического. Феофан Прокопович в своем курсе риторики 1704 г. настаивал, что красноречие «исполняет в высшей степени серьезные дела на форуме и в судах, в куриях, в сенате, в чертогах царских». Руссо отождествлял язык с регламентированными формами его публичного употребления, т.е. риторикой, и считал его ключом к политическому строю: «В древние времена, когда убеждение являлось общественной силой, красноречие было необходимо. <...> любой язык, которым нельзя заставить слушать собранный вместе народ, есть рабский язык. Невозможно, чтобы остался свободным народ, пользующийся таким языком». Как теоретическая практика и теория медиальных практик, риторика выступала матрицей политического тела, обеспечивала связность политической общности, производила тропы суверенитета вместе с ролевыми моделями службы и подчинения ему. Несмотря на минимальную роль публичного красноречия в «абсолютистских монархиях», риторические руководства как таковые вместе с их производными – учебниками придворного поведения, письмовниками и пр. – продолжали производить и фиксировать авторитетные модальности письменного и устного высказывания, понятого как узловой момент политического поведения и оформления себя (self-fashioning). Неслучайно реформы в России, начиная от петровских и заканчивая Великими, подчеркивали утопически-дискурсивный характер регулярной государственности Нового времени и требовали резкого обновления риторического инструментария в самом широком смысле: литературного языка, системы категорий и аргументов, набора книг, светского и служебного этикета и пр.

Благодаря проекту ГИИМ «Трансфер европейских общественно-политических идей и переводческие практики в России XVIII в.» и смежным исследованиям постепенно обнаруживается фундаментальная причастность России имперского периода к общеевропейскому политическому языку. Как и на Западе, в России усваивалось политическое учение Гоббса, рассматривавшее риторическое управление языком как важнейший фактор существования государства, и читались тексты Юста Липсия, выстраивавшего этику «абсолютизма» на основании гуманистских дисциплин: филологии классических текстов и ее риторического использования для анализа и регламентации новоевропейской политической ситуации. На этом основании в предстоящей конференции предполагается объединить доклады о европейской и русской политической культуре XVI-XIX в. Не отказываясь от формы case study, мы тем не менее предлагаем перейти от дискретного и описательного рассмотрения отдельных эпизодов, авторов и сегментов политического языка («понятий») к теоретически отрефлектированному анализу риторического и политического как соотнесённых культурных и концептуальных категорий. Обе они понимаются при этом максимально широко. В сферу политического входит политическая теория, политическое воображаемое (образы и тропы властных отношений в художественных и иных текстах) и язык практической политики. Понятие риторического включает в себя как разные концепции «языка» как такового, так и разные формы регламентации речи: поэтику, грамматику, письмовники и учебники (речевого) поведения.

Предполагается рассмотреть следующий круг вопросов:

  • Теоретические соотношения риторики и сферы политического. Как понимались функции риторики и «языка» в политическом мышлении? Каковы были политические импликации риторических и поэтологических учений? Сходно или различно толковалось соотношение политики и риторики в двух этих, и других, дисциплинарных полях и формах теоретической речи?
  • Политическая теория как риторика. Политические сочинения рассматриваются обыкновенно с точки зрения истории идей, без рефлексии их дискурсивной «формы». Категория риторического позволяет обратить внимание на осмысленность и сконструированность политического текста, его жанровой формы и фигуративного языка. Как выбирался и строился язык политических высказываний? Каковы были его риторические образцы и стратегии? Как соотносилось риторическое устройство текста (авторский голос, фигура адресата, формы изложения) с его политическими концепциями? Как риторический статус текста сказывался на его рецепции и репутации?
  • Политическая теория литературных форм. Поэтика литературы чаще всего анализируется в перспективе эстетической автономии, которая, однако, представляет собой конструкт конца XVIII в. И до, и после его появления художественные тексты обладали риторическими свойствами и функциями: при помощи определенных приемов (тропов и жанровых форм) они артикулировали политически заряженные сообщения и адресовали их определенной, социально и политически локализованной аудитории. Так, в частности, понималось устройство двух важнейших политических романов XVII в. – «Аргениды» Дж. Барклая и «Похождений Телемака» Фенелона. Каковы были политические импликации разных литературных форм? Как соотносились политические и художественные стратегии? Как соотносилась художественная выразительность и риторическая убедительность?
  • Политическая топика. Представления о политическом в значительной степени определялись тропами: например, государство уподоблялось зданию, кораблю, человеческому телу и его производным -- машине и великану. Эти фигуры не были автоматизированными «общими местами», но служили формами политического знания и инструментами убеждения, действенными риторическими инструментами утверждения консенсуса или борьбы с ним. Каковы были политические функции и импликации этих тропов? Как их риторическое или поэтическое воздействие соотносилось с конструкциями государственности и политической публики?
  • Конструирование политического пространства и субъекта. Исходная риторическая ситуация – свободный оратор обращается к собранию уполномоченных граждан – стала в начале Нового времени предметом разнообразных апроприаций, вписывавших риторический акт в иные политические реалии. Риторика оставалась при этом полем разработки разнообразных конструкций публичной сферы и тесно связанных между собой ролевых моделей автора и читателя, политического субъекта по обе стороны дискурсивного акта. «Абсолютистские» учебники поведения и письмовники учили выстраивать персону говорящего по законам придворного вежества, угождения патрону и безусловной покорности властям. Противоположной фигурой авторства был «законодатель» -- политик и теоретик, предписывающий законы своему государству. Кант в статье «Что такое Просвещение?» наделяет каждого автора полномочиями законодателя и правом на критику, но ограничивает действие этих прав особой публичной сферой публицистических дебатов, обособленных от действительной власти. Как различные дискурсивные практики конструировали политические роли автора и читателя? Какую модель публичной сферы они (вос)производили? Какими медиальными и дискурсивными средствами осуществлялось это производство?

Конференция будет проходить 15 марта в здании НИУ ВШЭ по адресу: Ст. Басманная ул., 21/4, 15 марта в зале заседаний учёного совета факультета гуманитарных наук, 16 марта - в ГИИМ по адресу: Воронцовская ул., д.8, стр.7.
Начало конференции в 10:00.

Оргкомитет конференции:

Андрей Костин (ИРЛИ [Пушкинский Дом] РАН / НИУ ВШЭ)
Кирилл Осповат (Humboldt-Universität Berlin)
Сергей Польской (НИУ ВШЭ/ГИИМ)
Владислав Ржеуцкий (ГИИМ)

Программа конференции в приложении. 

Программа конференции

По вопросам заказа пропусков в здание НИУ ВШЭ обращаться к Сергею Польскому: spolskoy@hse.ru