• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

«Россия и Польша в контексте “неоконсервативного поворота”»: круглый стол

Мероприятие завершено

Уважаемые коллеги!

Факультет гуманитарных наук НИУ ВШЭ и Постоянное представительство Польской академии наук при РАН в Москве приглашают на круглый стол «Россия и Польша в контексте “неоконсервативного поворота”», который состоится 20 июня в 17:00 в Зале заседаний ученого совета факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ (ул. Старая Басманная, дом 21/4, ауд. 204).

Сегодня во многих странах наблюдается более или менее явный поворот к широко понимаемым идеям консерватизма, включающим в себя акцентирование значения национальной идентичности и идентичности сообществ, новое открытие значения исторического опыта для сознания современных людей, акцент на семейных ценностях или культурной традиции, скептицизм в отношении постмодернистского универсализма и релятивизма. Среди прочего, он проявляется в приходе к власти консервативных правительств в Венгрии и в Польше, в президентстве Дональда Трампа в Соединенных Штатах, в растущей популярности национально-консервативных партий и групп во многих странах Европейского Союза, а также в отказе от западной, либеральной и постмодернистской культуры значительной части современных российских элит. Хотя это неоконсервативное движение (называемое иногда даже «революцией») не охватывает все страны в равной степени, однако без сомнения – при всех существующих различиях – оно касается в значительной мере как России, так и Польши.

В ходе нашей встречи мы бы хотели задать вопрос о том, в какой степени этот «неоконсервативный поворот» инспирирован идеями, выработанными консервативными мыслителями, политиками и писателями эпохи модерна (развивавших свою активность, начиная с Великой французской революции и до современности). Не нужно напоминать о том, что в этот период история тесно связала поляков и россиян, а дилеммы, идеологические и политические споры, сотрясавшие Российскую империю на переломе XIX-XX вв., определяли также и судьбу будущей независимой Польши. После Октябрьской революции 1917 г. на польских землях оказалось много россиян из так называемой «первой волны» постреволюционной русской эмиграции, взгляды которых основывались прежде всего на стремлении к восстановлению «старого порядка» Российской империи после планируемой победы над большевиками, а значит, были связаны с консервативной системой ценностей. Здесь важно вспомнить, что почти ровно через два года исполнится 100 лет со дня встречи российского консервативного мыслителя и писателя Дмитрия Мережковского и Начальника возрожденного Польского государства Юзефа Пилсудского (это было 25 июня 1920 г.). Целью этой встречи было налаживание сотрудничества русской эмиграции и Польского государства с целью победы над правившими советской Россией коммунистами. Другой выдающийся российский литератор и мыслитель Дмитрий Философов был неофициальным советником Пилсудского по российским и украинским делам, а также организатором культурной жизни российской эмиграции в Варшаве. Его избранные сочинения, подготовленные Петром Митзнером (Piotr Mitzner), были изданы в Варшаве 2015 году.

Однако важно отметить и проанализировать не только эти исторические факты. Польские мыслители консервативного направления очень серьезно относились к идеям своих российских единомышленников, стараясь достичь консенсуса между их и своими воззрениями. Примером здесь может служить выдающийся модернистский католический философ и литературовед Мариан Зджеховский (Marian Zdziechowski), который в своих работах серьезно занимался российскими консервативными славянофилами (в т.ч. Алексеем Хомяковым, Константином Аксаковым и др.), а также и другими значительными российскими философами эпохи модерна (например, Владимиром Соловьевым и Николаем Федоровым). В свою очередь религиозные российские мыслители нередко размышляли о возможности сближения культур России и Польши не только на почве общих христианских корней, но также и в общем стремлении к моральному возрождению отношений между Российской империей и Центрально-Восточной Европой. Упомянутый выше Владимир Соловьев, который был сторонником соединения Православной церкви и Католического костела, в конце 1880-х гг. несколько недель провел в Кракове, где, среди прочего, имел беседы с выдающимся польским интеллектуалом Марианом Моравским (Marian Morawski). Наиболее важные работы Соловьева (особенно те из них, которые касались отношений между Православной церковью и Католическим костелом) переводились и внимательно читались в Царстве Польском, а затем (после 1918 г.) – в независимой Польше.

Возникает вопрос, можно ли сегодня говорить об определенном сближении консервативных идей, которые появляются в России и в Польше, и на этой основе – о стремлении к общим целям? Если можно обозначить такую перспективу, то она, конечно, не является близкой и основывается на разочаровании цивилизационной практикой либерального постмодернизма, которая должна была создать однородное универсальное общество c доминирующей в нем англосаксонской культурой и стилем жизни, в то время как национальная идентичность оказывалась бы случайной и малозначительной чертой индивида, освобожденного от исторической традиции и долга лояльности в отношении своих предков. Может ли понимаемый таким образом «неоконсервативный поворот» сблизить польскую и российскую культуры? Именно на этот вопрос мы будем прежде всего стараться ответить в ходе нашей дискуссии с участием специалистов – исследователей консервативной мысли обеих стран.

Докладчики:

Алексей Кара-Мурза – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога НИУ ВШЭ;

Веслав Ратайчак – доктор наук, профессор Департамента исследований европейской традиции Университета имени Адама Мицкевича в Познани.

После выступлений докладчиков предполагается дискуссия с участием аудитории.

Для заказа пропуска в здание НИУ ВШЭ внешним гостям просьба сообщить фамилию, имя и отчество гостя по электронной почте Алексею Григорьевичу Васильеву: avasilev@hse.ru