За одним столом с мертвецами: традиционные вероучения и шаманизм во Вьетнаме.
Культ предков – это тот остов вьетнамской религиозной культуры, вокруг которого сосуществовали три основные вероучительные системы региона – конфуцианство, даосизм и буддизм. Представления, согласно которым душа человека (и животного) после смерти имеет возможность оказывать влияние на мир живых и общаться с ним, сильны и в наши дни. Именно они являются благодатной почвой для появления новых сект, развития и возрождения древних традиций шаманизма.
История религиозно-философских учений во Вьетнаме – это не только тесное переплетение традиций и заимствований извне, но и многовековой диалог с институтами власти, до сих пор малоизученный и полный парадоксов.
Так, например,Хо Ши Мин, заняв пост президента Демократической республики Вьетнам в 1945 г., выполнял важнейшие действия, издревле входившие в комплекс ритуалов, который предписывался императору: кормил карпов перед Лунным Новым годом, чтобы умилостивить Небо, испросить удачи и благости, сажал деревья, приезжал на первую жатву. В наши дни Хо Ши Мин, оставаясь для Вьетнама символом и крупнейшим идеологом коммунизма, почитается как дух-хранитель вьетской земли и получает «кормления» в виде подношений, как и почившие родственники любого вьетнамца.
Что такое современный вьетнамский шаманизм? Почему некоторые вьетнамцы считают Уильяма Шекспира и Сунь Ятсена святыми пророками? Когда человек может сесть за один стол с мертвецами? Об этом и многом другом поговорим на предстоящей лекции.
Минина Юлия Дмитриевна
Институт классического Востока и античности: Преподаватель