• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Доклад Александра Аркадьевича Немировского "Воинский этос юкагиров (в контексте некоторых этических норм, связанных с убийством)"

Мероприятие завершено
29 марта 2019 г. (пятница) в 18:00 состоится очередное заседание научного семинара Международного центра антропологии Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. С докладом на тему «Воинский этос юкагиров (в контексте некоторых этических норм, связанных с убийством)» выступит старший научный сотрудник Центра, к.и.н. Александр Аркадьевич Немировский
Аннотация доклада

Юкагирская традиционная культура демонстрирует тщательно разработанную концепцию ньалльэ – «скверного человекоубийства», которое ложится бременем на совесть и честь и которого следует всемерно избегать. Под таким ньалльэ подразумевается практически всякое убийство человека, совершенное не в состоянии прямой само-/инообороны, осуществленной в ходе противостояния агрессии, начатой противником не по твоей вине (даже частичной) и не по вине (даже частичной) тех, на чьей стороне ты здесь выступаешь. Силовые действия против не просящих о пощаде или примирении и не отказывающихся от борьбы врагов-комбатантов под понятие о ньалльэ тем самым не подпадают при условии, что война с ними началась без вины твоей собственной и твоей стороны. В исключительных случаях ньалльэ может стать этически допустимым или даже этически необходимым (в силу других этических императивов, в данном случае перевешивающих), но и тут рассматривается как морально обременительное и весьма нежелательное действие. Понятие о ньалльэ носит не ритуальный, а автономный от ритуала чисто этический характер. Концеция ньалльэ являлась одним из системообразующих понятий, в частности, для воинского этоса юкагиров, и существенно ограничивала пределы «правой мести». Она дополнялась представлением о том, что даже в рамках действий, не образующих ньалльлэ, можно убить слишком много врагов, и что это в общем и целом нежелательно.

При этом из-под действия понятия о ньалльэ выводятся некоторые убийства даже соплеменников и членов семьи, предпринятые в ответ-возмездие на неспровоцированное тяжко-оскорбительное (даже ненасильственное) поведение в твой адрес (включая вероломное нарушение коренных обязательств в твой адрес, ассоциирующееся с тяжким унижением достоинства) – такие действия сами приравнивались к агрессии, морально-легитимное противодействие которым простиралось вплоть до мести убийством. Не ставились в этическую вину также нападения на тех чужаков, что прямо зарекомендовали себя предельными организованными и принятыми за обычай зверствами.

Summary

Yukaghir tradition shows a highly elaborated concept of n’all’e (here ‘wrong, bad homicide’) which means here any homicide (especially in an armed conflict) made not in the situation of defence of your own or other human’s life during some conflict caused without your or your side’s fault. Homicide made in course of warfare in respect to combatants who do not surrender and/or ask for pardon and peace is not n’all’e if the war emerged without your/your side’s fault. Almost any other homicide is n’all’e – ‘a bad / infamous / unfair / ugly homicide’ – and places a heavy burden on one’s honour and conscience. In extreme cases, though, n’all’e can become ethically neccessary or ethically permissible (but even in these cases it is definitely treated as morally burdensome, highly unwanted as such and often objectionable). The concept of n’all’e is not ritual, but ethical in autonomous narrow sense. Some acts of homicide made as vengeance for a heavy insult were regarded as righteous too.



Заседание семинара состоится по адресу ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3 («корпус Л»), ауд. Л-308.

Студентам, преподавателям и сотрудникам вход свободный. Для заказа разовых пропусков просьба обращаться к менеджеру Международного центра антропологии А.О. Видничук по адресу avidnichuk@hse.ru.