• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Глава в книге
Network Dynamics, Plot Analysis: Approaching the Progressive Structuration of Literary Texts
В печати

Fischer F., Göbel M., Kampkaspar D. et al.

In bk.: Digital Humanities 2017 (Montréal, 8–11 August 2017). Book of Abstracts. Montréal: McGill University, 2017.

Глава в книге
Extracting Character Networks to Explore Literary Plot Dynamics

Skorinkin D.

In bk.: Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По мате­риалам ежегодной международной конференции «Диалог» (Москва, 31 мая — 3 июня 2017 г.). Вып. 16 (23): В 2 т.. Vol. 1. M.: 2017. P. 257-270.

Глава в книге
Digital Edition of the Complete Works of Leo Tolstoy

Skorinkin D.

In bk.: 6th AIUCD Conference Book of Abstracts. Rome: 2017. P. 264-267.

Глава в книге
Languages of Russia: Using Social Networks to Collect Texts

Krylova I., Orekhov B., Stepanova E. et al.

In bk.: Information Retrieval. 9th Russian Summer School, RuSSIR 2015, Saint Petersburg, Russia, August 24-28, 2015, Revised Selected Papers. Vol. 573. Switzerland: Springer International Publishing, 2016. P. 179-185.

Глава в книге
Theatre Plays as ‘Small Worlds’? Network Data on the History and Typology of German Drama, 1730–1930

Fischer F., Göbel M., Kampkaspar D. et al.

In bk.: Digital Humanities 2016. Conference Abstracts (Jagiellonian University & Pedagogical University, Kraków, 11–16 July 2016). Kraków: 2016. P. 385-387.

Статья
Text mining War and Peace: Automatic extraction of character traits from literary pieces

Skorinkin D., Bonch-Osmolovskaya A.

Digital Scholarship in the Humanities (Literary and Linguistic Computing) (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). 2016.

Глава в книге
TEI markup for the 90-volume edition of Leo Tolstoy’s complete works

Skorinkin D., Можаев Е. А.

In bk.: TEI Conference and Members’ Meeting 2016 Book of Abstracts. Wien: Austrian Centre for Digital Humanities, 2016. P. 107-109.

Статья
Еще раз об исследовательском потенциале поэтического корпуса: метр, лексика, формула

Орехов Б. В.

Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2015. № 6. С. 449-463.

Глава в книге
Tolstoy digital: Mining biographical data in literary heritage editions

Bonch-Osmolovskaya A. A., Kolbasov M.

In bk.: 1st Conference on Biographical Data in a Digital World 2015, BD 2015; Amsterdam; Netherlands; 9 April 2015. Amsterdam: CEUR-WS.org, 2015. P. 48-52.

Глава в книге
Automatic semantic tagging of Leo Tolstoy’s works

Skorinkin D., Bonch-Osmolovskaya A. A.

In bk.: DH 2015 Global Digital Humanities Conference Abstracts. 2015.

Глава в книге
DISTANT READING OF NAÏVE POETRY: CORPORA COMPARISON AS RESEARCH METHODOLOGY

Bonch-Osmolovskaya A. A., Orekhov B.

In bk.: Digital Humanities 2014. Lausanne: 2014. P. 100-102.

Глава в книге
Кормить свинью online бесплатно: язык запросов как семантический объект

Бонч-Осмоловская А. А.

В кн.: Современный русский язык в Интернете. М.: Языки славянских культур, 2014. Гл. 4. С. 297-310.

«Под зонтичным термином Digital Humanities объединились самые разные проекты»

Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ совместно со школой лингвистики и школой исторических наук провели первую «Неделю Digital Humanities» в Вышке. Свои digital-проекты представили «Международный Мемориал», корпус личных дневников «Прожито», «Открытый список», Центр цифровой гуманитаристики ПГНИУ, Германский исторический институт в Москве, а также целый ряд исследователей из Вышки.

«Неделя Digital Humanities» в НИУ ВШЭ началась с лекции Джесси Лабов (Центрально-Европейский университет) под названием «Thinking digitally about humanities». Джесси говорила о «размытости», нечётких границах современных Digital Humanities, о спорах и противоречиях в них (distant reading против пристального чтения, программисты-разработчики против ученых, теория против практики) и о сложностях преподавания цифровых гуманитарных наук в университете.

Поскольку Digital Humanities — очень проектно-ориентированная область, обучение обычно строится на участии в групповых проектах. Большая часть работы производится в различных коллаборативных средах: вики, системы совместной разработки и т.п. Такая учёба неизбежно «демократизируется», дистанция между преподавателем и студентом становится короче. В результате, как отметила Джесси, у студентов могут возникнуть вопросы, кто же создает знание и нужен ли в аудитории преподаватель. 

Джесси Лабов выступает на «Неделе Digital Humanities» в НИУ ВШЭ

Вызовом становится и разный уровень подготовки слушателей. Изучать Digital Humanities приходят  студенты как гуманитарных, так и технических специальностей; некоторые из них могут превосходить в навыках программирования не только товарищей по проекту, но и самого преподавателя. Джесси Лабов говорила о том, как сохранить авторитет в такой аудитории, и делилась рецептами из собственного опыта преподавания в США и Европе.

Следующие дни «Недели Digital Humanities» были посвящены выступлениям проектов. «Международный Мемориал» представил интерактивную карту «Топография террора», коллектив проекта «Прожито» рассказал о своём корпусе личных дневников, появление которого два года назад стало заметным событием в русскоязычном информационном пространстве.

Наталья Тышкевич рассказывает о проекте «Прожито»

Основатель «Прожито» Михаил Мельниченко также участвовал в представлении еще одного проекта — вики-базы данных жертв политических репрессий «Открытый список». Представители Центра цифровой гуманитаристики Пермского государственного университета рассказали о каталоге историко-ориентированных информационных систем DigitalHistory.ru, Владимир Ржеуцкий из Германского исторического института представил базу данных по истории изучения иностранных языков, а доцент школы исторических наук НИУ ВШЭ Дмитрий Добровольский выступил с докладом о визуализации древнерусской хронологии и сложных расчетах дат.   

Доклад Дмитрия Добровольского

Представители Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ представили сразу несколько проектов. Анастасия Бонч-Осмоловская рассказала о работе над семантическим электронным изданием 90-томного полного собрания сочинений Л. Н. Толстого, Борис Орехов показал только что созданный цифровой указатель к текстам Толстого, Штефан Хессбрюгген-Вальтер поделился опытом использования компьютерных методов для организации научно-исследовательской работы студентов, а Франк Фишер продемонстрировал первые результаты работы проекта по сетевому анализу русской драматургии.

Выступления представителей Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ

За воркшопами последовало длительное неформальное обсуждение докладов в кулуарах. Многие участники высказались за то, чтобы сделать «Неделю Digital Humanities» регулярным мероприятием.

Джесси Лабов
исследователь, Центрально-Европейский университет

Приехав в Вышку для участия в «Неделе Digital Humanities», я нашла здесь большое и разнообразное сообщество исследователей и студентов, вовлеченных в цифровые проекты. После того как мы обсудили сложности и радости преподавания Digital Humanities, я встретилась с несколькими представителями Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ, а затем мне посчастливилось побывать на воркшопах с презентациями проектов. Меня сразу поразил широкий спектр представленных методов: от цифрового критического издания Толстого (с целым набором сопутствующих исследовательских инструментов) до электронного картографирования исторического материала, от продвинутого сетевого анализа драматургии до краудсорсинга архивов. На факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ хорошо представлены все основные отрасли Digital Humanities, а студенты проявляют живой интерес к исследованиям.

Еще одно важное достоинство Центра — его связи с другими организациями и проектами, например, с Музеем Л.Н. Толстого или с «Мемориалом». Для Digital Humanities очень важны выходы на более широкую аудиторию, на сообщества вне академического мира, этого нельзя добиться без контактов и сотрудничества. Поэтому я думаю, что Центр будет ощутимо влиять не только на академическое сообщество, но и на окружающий культурный ландшафт.

Благодаря тесным связям с европейским консорциумом DARIAH Центр может играть важную роль как в координации Digital Humanities внутри России (что уже заметно в сотрудничестве с Пермью и Красноярском), так и в международном сотрудничестве. Примером последнего может служить ежегодная Московско-Тартуская школа по цифровым гуманитарным исследования. Реинкарнация Московско-Тартуской школы в виде проекта по обучению Digital Humanities — знаковое событие для всего сообщества, и я непременно направлю туда своих студентов и коллег.  

 
Франк Фишер
доцент школы лингвистики НИУ ВШЭ, директор DARIAH

«Неделя Digital Humanities» показала, какое количество разнообразных цифровых проектов разрабатывается как в НИУ ВШЭ, так и за её пределами, в том числе и в других городах России. Поэтому нам хотелось бы организовывать такие события чаще, чтобы постепенно формировать разветвленную сеть российских DH-исследователей и интегрировать её в международное научное сообщество.

 

Ольга Лебедева
координатор проекта общества «Мемориал»,
старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС

Я работаю в проекте «Топография террора», который разрабатывается обществом «Мемориал» и представляет собой виртуальную карту Москвы с отмеченными на ней местами, связанными с политическими репрессиями советского периода. Участие в «Неделе Digital Humanities» для нашей команды было очень полезным. Мы смогли увидеть, с какими трудностями сталкиваются наши коллеги, работающие над цифровыми проектами по другой тематике. И, с другой стороны, мы были рады возможности рассказать о нашей работе новой аудитории, которая может быть не знакомой с деятельностью «Мемориала»: студентам НИУ ВШЭ и специалистам, не связанным с изучением советской истории. Думаю, что в современном мире такие совместные международные воркшопы – это совершенно необходимый опыт и удобный формат для обмена мнениями и наработками.

Дмитрий Добровольский
доцент, заместитель руководителя школы исторических наук НИУ ВШЭ 

Мне удалось принять участие только в одном из мероприятий, запланированных в рамках «Недели Digital Humanities». Но этот семинар оказался исключительно интересным, и как сказали бы наши англоязычные коллеги, inspiring — заинтересованность, которая чувствуется в вопросах и комментариях, всегда убеждает, что занимаешься не ерундой (а значит, и есть смысл продолжать). У мероприятия были еще две ценные черты. Во-первых, в его программе нашлось место представителям разных отраслей гуманитарного знания —  лингвистам, филологам и историкам. Это необычно для отечественных Digital Humanities, где дисциплинарные границы всё еще строги. Во-вторых, организаторы семинара дали слово как опытным специалистам, так и начинающим исследователям — здесь тоже удалось ловко пройти между Сциллой «высоколобости» и Харибдой «студенческой науки» (каковой и быть не может, ведь наука всегда одна). Спасибо организаторам за приглашение. Надеюсь, подобные мероприятия станут на нашем факультете регулярными.

 
Борис Орехов
доцент школы лингвистики НИУ ВШЭ

Неделя Digital Humanities стала важным событием и для меня лично, и, думаю, для всех, кто так или иначе связан с DH-тематикой, по нескольким причинам. Во-первых, такое событие позволило нашей цифровой теме достаточно широко прозвучать, и звучание это имело и ещё будет иметь ряд непрогнозируемых, но чрезвычайно позитивных последствий: о существовании дигитальных разработок узнали какие-то неожиданные люди, которые заинтересовались новыми возможностями и стали обращаться ко мне за консультацией. Во-вторых, сумели встретиться все мы, цифровые гуманитарии Вышки, и лучше понять, кто чем занимается, чтобы дальше думать об обмене идеями и сотрудничестве. Сейчас, конечно, развиты способы цифровой коммуникации, но человек так устроен, что личной встречи, видимо, не заменит ничто, и эффект от неё гораздо существеннее.

 Владислав Ржеуцкий
научный сотрудник Германского исторического института в Москве

Неделя Digintal Humanities дала мне возможностью узнать о проектах, подобных тем, которыми мы занимаемся в Германском историческом институте в Москве, и в приятной дружеской атмосфере обсудить их достоинства и возможные пути развития. Мне было полезно показать в этой аудитории экспертов свой проект базы данных по истории изучения языков в Российской империи, взгляд со стороны часто бывает очень полезен, и дискуссия позволила мне увидеть некоторые неучтенные возможности представления результатов проекта, например, их визуализацию в виде графов. 

Антонина Мартыненко
студентка школы филологии НИУ ВШЭ

Весной 2015 года на факультете гуманитарных наук состоялась лекция, приуроченная открытию нового проекта «Прожито» — и, кажется, тогда многим из нас (слушателей) было не до конца ясно, действительно ли когда-нибудь будет существовать большой электронный корпус дневников и так ли вообще необходимы цифровые методы историкам или филологам. За два года, на мой взгляд, на оба этих вопроса появились вполне утвердительные ответы — так, о своих достижениях и развитии проекта цифровых дневников создатели «Прожито» рассказали на «Неделе Digital Humanities», которая была организована появившимся в Вышке Центром цифровых гуманитарных исследований. Помимо «Прожито», интересно было услышать и о развитии проектов, знакомых с летней Московско-Тартуской DH-школы (например, о «Tolstoy Digital» и о сетевом анализе русской драматургии). В то же время — и это было неожиданно — очень большое впечатление на меня произвели презентации приглашенных участников: под «зонтичным» термином DH объединились самые хронологически и методологически разные проекты: от «Визуализации древнерусской хроники», до «Топографии террора» и базы данных по изучению иностранных языков в России XVIII века. Но, как мне кажется, важность «цифровой недели» не только в самих презентациях, но и в обсуждениях, следующих за ними, — возникающие к проектам вопросы и «большие» проблемы, за ними скрывающиеся, показывают, насколько Digital Humanities — важная и «молодая» область и какие серьезные задачи она ставит перед нами, исследователями, уже сейчас.