• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Digital Humanities и медиа: Центр цифровых гуманитарных исследований Вышки выступил в Пятигорске

Cотрудник сотрудник Центра цифровых гуманитарных исследований ФГН Даниил Скоринкин выступил на открытии конференции «Цифровые гуманитарные технологии в науке и образовании» в рамках международного Дня Digital Humanities. Доклад был посвящен медийному потенциалу цифровых гуманитарных исследований и проектов.

Digital Humanities и медиа: Центр цифровых гуманитарных исследований Вышки выступил в Пятигорске

Цифровые гуманитарные проекты могут привлекать внимание не только исследователей, но и широкой публики. У сотрудников Центра цифровых гуманитарных исследований факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ есть опыт участия в DH-проектах, которые были замечены тысячами людей. На лекции в Пятигорске мы рассказали о двух таких проектах и обсудили, что именно привлекает людей и как правильно использовать энтузиазм масс. 

Энтузиазм вокруг Льва Толстого

Первая часть лекции была посвящена цифровым проектам, посвященным наследию Л.Н. Толстого. В 2014 году большим медийным событием стала сама оцифровка 90-томного полного собрания сочинений Толстого, осуществленная Государственным музеем Толстого вместе с компанией ABBYY (производит софт для распознавания текста). 

Тогда вычитывать распознанные тома Толстого пришло 3249 волонтеров — на порядок больше, чем ожидали организаторы. Менеджеры, домохозяйки и фрилансеры, работающие с пляжей Бали, внезапно побежали вычитывать Толстого. В итоге более 46 тысяч страниц были вычитаны по 3 раза каждая за несколько недель, хотя закладывалось на это полтора года. Новость о «краудсорсинговом чуде» облетела мировые СМИ.



На базе офицрованных текстов возникли новые проекты. В них уже непосредственно участвовал Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ. Так, Центр совместно с Samsung сделал «Живые страницы» — мобильное приложение для Android, где сначала «Война и мир», а затем и другие тексты русской классики были представлены в нескольких интерактивных геймифицированных форматах: таймлайны жизней героев, карты их перемещений, игровые тесты по классическим текстам.

Также был запущен и более академический проект Толстой.Digital по созданию семантического издания текстов 90-томника Л.Н. Толстого с несколькими слоями машиночитаемой разметки. В подготовке данных для него участвуют студенты факультета гуманитарных наук.

Энтузиазм вокруг Блока

Второй сюжет, раскрывающий медийный потенциал цифровых гуманитарных наук, связан с изданием «Системный Блокъ» — первым русским СМИ, которое посвящено взаимопроникновению культурной и цифровой среды. «Системный Блокъ» был основан в 2018 году сотрудником Центра цифровых гуманитарных исследований Даниилом Скоринкиным и программистом, выпускником ВМК МГУ Ильей Булгаковым. Игра слов в названии отражает гуманитарно-технологический дуализм издания.


Будучи волонтерским проектом без финансирования, штатных сотрудников или рекламных доходов, «Системный Блокъ» сумел аккумулировать свыше 100 тысяч подписчиков на разных площадках (ВК, Facebook, Instagram, Телеграм) и сформировать большую волонтерскую редакцию — около 30 активных постоянных участников, а всего порядка 200 волонтеров. Редакция встречается каждое воскресенье и каждую неделю публикует 5-7 материалов (новости, обзоры, тьюториалы, собственные исследования) без перебоев на протяжении почти трех лет. 

В 2019-м «Системный Блокъ» стал финалистом премии «Просветитель» фонда Дмитрия Зимина. Издание много экспериментирует с форматами: кроме текстов, иллюстраций и инфографик «Системный Блокъ» сделал 9 выпусков подкаста, образовательный видеоролик, а сейчас готовит запуск коротких видео с учеными в TikTok. Главным редактором издания с момента его основания остается Даниил Скоринкин. 

Источники энтузиазма

С участниками конференции в Пятигорске мы обсудили, что именно привлекает людей в проектах на пересечении культуры и цифры. В случае с Толстым, разумеется, сыграли свою роль масштаб и популярность личности Льва Николаевича. Но не только. Многие участники цифровых проектов вокруг Толстого отмечали, что для них была важна возможность совместного общего труда над чем-то культурно значимым. А  информационные технологии в данном случае предоставляют удобные интерфейсы для такого труда (краудсорсинговая разметка, быстрая коллаборация). 

А кроме того, в сочетании классической высокой культуры и современного цифрового пространства есть свой шарм, который кто-то метко окрестил «цифровым гламуром». «Цифровой гламур» — это когда фото Льва Толстого сочетается с фоном из программного кода ярко-зеленым шрифтом, Александр Блок становится киборгом, а нейросети пишут стихи. Эти образы притягательны для многих, слоняющихся без дела в сети. И гуманитарии могут использовать эту силу цифрового притяжения во благо.