В 1900-е–1910-е гг. кинематограф был новой, но важной частью русской культуры и повседневной жизни. В эти годы в России было снято более 2 500 фильмов, но около 85% из них не сохранилось. Дореволюционные кинотеатры, которые играли огромную роль в быту начала ХХ века, в большинстве своем закрыты или разрушены.

Раннюю историю русского кино приходится восстанавливать в первую очередь по текстам — сценариям, рецензиям, статьям, мемуарам. В отдельных случаях — даже по стихотворениям Серебряного века. Из знаменитого «Искусство — ноша на плечах...» А.А. Блока можно много узнать о том, как функционировал и воспринимался кинематограф в конце 1900-х гг.

Искусство — ноша на плечах,
Зато как мы, поэты, ценим
Жизнь в мимолетных мелочах!
Как сладостно предаться лени,
Почувствовать, как в жилах кровь
Переливается певуче,
Бросающую в жар любовь
Поймать за тучкою летучей

И грезить, будто жизнь сама
Встает во всем шампанском блеске,
В мурлыкающем нежно треске
Мигающего Cinéma!
А через год — в чужой стране:
Усталость, город неизвестный,
Толпа, — и вновь на полотне
Черты француженки прелестной!..

I Вишневские чтения

14–15 июня 2019 года

Конференция посвящена памяти выдающегося киноведа и фильмографа В.Е. Вишневского (1898–1952). В первую очередь она нацелена на обсуждение истории и поэтики раннего русского кино и фильмографии как особой дисциплины, что соответствует главным научным интересам Вишневского.

Далее в программе:

 

Интерактивная кинопрограмма 1909 г.

До революции в кинотеатрах обычно раздавались программы сеансов, подобные театральным программкам. Они полностью воспроизводили сюжет фильмов, поэтому зритель нередко знал развязку картины заранее. Учимся читать старые программки.

 

10 фрагментов из мемуарных очерков о дореволюционных кинотеатрах

Быт дореволюционного кинотеатра состоял из множества реалий, неизвестных современному зрителю. Что называли «электричкой» и «биоскопом»? Сколько стоили билеты? Как проходил сеанс? Как работали киномеханики?

 

Коллекция материалов о первом русском «боевике» — фильме «Ключи счастья»

По данным «Кине-журнала», только в одном петербургском кинотеатре «Гигант» за две недели было продано 24 622 билета на «Ключи счастья». До 1913 года по-настоящему хорошо прокатывались лишь иностранные картины. Что это был за фильм?

 

Московская натура в раннем кино

Где стоял памятник Пушкину? Как выглядит сейчас Ванный домик в Нескучном саду? Красная площадь и ГУМ тогда и сейчас.

 

Пионер русской анимации В.А. Старевич

Глава готовящейся к изданию книги Владислава Евсевицкого «Владислав Старевич. Пионер анимации». Это первая на русском языке биография режиссера-аниматора Владислава Старевича (1882-1965), создателя новаторских фильмов в технике кукольной анимации, которые поразили зрителей дореволюционной России и Европы и продолжают удивлять своей изобретательностью и оригинальностью даже в эпоху цифровых технологий.

 

Коллекция открыток с кинозвёздами начала века

«Не было комнаты школьника, в которой над столиком или кроватью не пришпилен был бы булавкой „И. И. Мозжухин“. В дамских будуарах предпочитались фотографии Максимова или Полонского» (Александр Вознесенский). Как выглядели «короли» и «королевы» экрана?

 

Первый русский кинодраматург А.С. Вознесенский

Первый русский сценарист-профессионал. Поэт — стихотворения Вознесенского публиковались рядом с текстами Маяковского и Мандельштама. Русский «Кинемо-Шекспир».

 

Сценарий кинодрамы «Месть цветов» поэта-символиста А.А. Курсинского

В 1910-е гг. Курсинский, как и многие писатели Серебряного века, обращает внимание на новое искусство — кинематограф — и начинает писать киносценарии. Перед вами один из четырех нереализованных киносценариев поэта-символиста.

 

10 ранних фильмов, которые можно посмотреть прямо сейчас

Какой фильм стал началом игрового кино? Еврейская тема в кинематографе. Начало кукольной анимации. Комедия по поэме Пушкина. Фильм по Тургеневу, в котором любовь приходит «после смерти». Рождение жанра лирической комедии.