Актеры — «короли» и «королевы» экрана

В 1900-е и в начале 1910-х гг. главными кинозвездами в России были западные артисты, такие как Аста Нильсен и Макс Линдер. В русском прокате для некоторых из них придумывались новые имена: французского комика Андре Дида называли Глупышкиным, американца Джона Банни — Поксоном, — а датского актера Вальдемара Псиландера — Гаррисоном.

К середине 1910-х гг. сформировалась система звезд русского кино. Поначалу предполагалось, что они придут из театра, но вскоре стало ясно, что успех на сцене вовсе не гарантирует кинематографической славы. Так, появление на экране Константина Варламова и Фёдора Шаляпина вызвало больше разочарования, чем восторгов. Подлинными «королями» и «королевами» экрана чаще всего становились актеры, или вовсе не причастные театру, или не успевшие прославиться на сцене.

За новыми звездами быстро закрепились устойчивые амплуа, которые могли пародироваться в фельетонах 1910-х гг., а позднее — в мемуаристике. Так, режиссер Вячеслав Висковский в начале 1930-х иронически отзывался об актерах труппы кинофабриканта Александра Ханжонкова: «Главная женская роль была в надежных руках или, вернее, ногах, т.к. играла ее балерина Коралли и при всяком удобном и даже неудобном случае танцевала “Умирающего лебедя” или “Спящую красавицу”. Партнером ее, не по танцам, а по картине, неизменно бывал Полонский, третьестепенный драматический актер, красивый молодой человек, неизменно выступавший во фраке, что дало повод к остротам: “Полонский родился во фраке”. Не знаю, родился ли он во фраке, но похоронили его во фраке, единственной спецодежде, оставшейся после него — остальное было проиграно или прокучено».

О популярности киноактеров свидетельствуют открытки с их портретами, которые выпускались большими тиражами. «Не было комнаты школьника, в которой над столиком или кроватью не пришпилен был бы булавкой “И. И. Мозжухин”. В дамских будуарах предпочитались фотографии Максимова или Полонского», — свидетельствует кинодраматург Александр Вознесенский. Здесь публикуется небольшая коллекция таких открыток.