Московская натура в раннем кино

Александр Анисимов, Анна Ковалова, Надежда Шмулевич

Фотографии Александра Анисимова, Елизаветы Сенаторовой

Главным центром кинематографии в дореволюционной России, безусловно, была Москва. Отчасти это связано с тем, что организовать киносъемку в центре столичного Петербурга было намного сложнее. А окрестности Москвы превратились в бесконечную съемочную площадку: здесь находили любую необходимую для сюжета натуру. Так, звезда знаменитого дореволюционного «сериала» «Сонька Золотая ручка» Нина Гофман вспоминала, что на Канатчиковой даче в одном из эпизодов разыгрывали бегство с острова Сахалин.

Кадр из картины Анна Каренина

Доходный дом Щербатова на Новинском бульваре в фильме Владимира Гардина «Анна Каренина» (1914) весьма успешно «изображал» петербургский особняк Бетси Тверской на Большой Морской. В мае 1914 года журнал «Сине-Фоно» сообщал: «У дома князя Щербатова был снят разъезд от княгини Бетси. Сюда прибыли 15 карет, в которых поместилось 50 „великосветских“ знакомых княгини. Разъезд, происходивший в 11 часов утра, привлек огромную толпу любопытных». Примечательно, что эти киносъемки нашли отражение также в мемуарах самого князя Щербатова, известного русского художника и коллекционера: «С этих лоджий я наблюдал раз странное, забавное зрелище — сцены, разыгрываемые группой актёров, которые подъезжали, выходили из колоннад, составляли живописные группы в старинных костюмах. Крутили фильм „Анна Каренина“. Словно воскресла ушедшая эпоха и стиль дома, облюбованный для этой цели, сливался с этими призрачными фигурами».

film reel icon
Может быть интересно

Kovalova A. 'Anna Karenina' (1914): Reconstructing and Interpretiong a Lost Russian Film Пер. с рус. // Film History: An International Journal. 2018. Vol. 30. No. 2. P. 35-78

Карта дореволюционной кинонатуры, на которой были бы обозначены съемочные места сохранившихся и несохранившихся фильмов, вызвала бы интерес не только историков кино, но и краеведов. Над этим проектом уже начали работать исследователи Александр Анисимов и Надежда Шмулевич. Здесь представлен фрагмент будущей карты — пять московских локаций с небольшими комментариями и современными фотографиями соответствующих городских мест. Пять локаций — пять фильмов.

1. Крымский мост — «Дитя большого города» (1914)

Сейчас Зубовский бульвар и Крымский вал соединяет уже другой Крымский мост — тот, что был открыт в 1938 году. Фильм «Дитя большого города» запечатлел вариант 1873 года, проект Аманда Струве и Владимира Спейера. Герой картины Виктор идет по мосту на пути к своей возлюбленной Мэри, чтобы вернуть ее любовь. Силуэт еще не разрушенного Храма Христа Спасителя на заднем плане можно понять как знак призрачной надежды. Но Виктор, униженный попыткой Мэри откупиться от назойливого поклонника, кончает с собой у ее порога. Мост, оказывается, вел к смерти — не к любви.

Посмотреть фильм «Дитя большого города»

2. Ванный домик в Нескучном саду — «Слава — нам, смерть — врагам» (1914)

Название картины обещает урапатриотическую агитку, каких было снято немало в начале Первой мировой. Однако создатели фильма преодолели шаблоны этого быстро сформировавшегося жанра. Киноведы особенно высоко ценят первую, ретроспективную, часть картины, в которой речь идет о предвоенных событиях. Историк кино С.С. Гинзбург отмечал: «Благодаря убедительной игре Мозжухина и Читориной эпизод объяснения в любви (из экспозиции фильма) наполнен поэзией». Сцены мирной жизни снимались в Нескучном саду, который к этому времени стал площадкой для многих дореволюционных фильмов. Нескучный, в котором ранее снимались лес, дачи и усадьбы, на этот раз представил обобщенный и, конечно, безвозвратно исчезающий образ довоенной России.

Посмотреть фильм «Слава — нам, смерть — врагам»

3. Красная площадь — «Счастье вечной ночи» (1915)

Слепая от рождения Лили Плескова обретает зрение после сложной операции и открывает мир заново вместе с возлюбленным. Раньше она знала лишь свой маленький дом, теперь перед нею — Красная площадь, Кремль и вся Москва. Вот только жених оказывается ненастоящим: корыстолюбивый Георгий воспользовался ошибкой бедной девушки, которая приняла его за преданного и любящего ее Вадима. Когда Лили узнает о неверности жениха, к ней возвращается слепота — «счастье вечной ночи». Большой мир лучше не знать, Красной площади лучше не видеть — там, в огромной Москве, все страшно и все не то, чем кажется.

Посмотреть фильм «Счастье вечной ночи»

4. Верхние торговые ряды (ГУМ) — «Дети века» (1915)

Либретто к фильму «Дети века» начинается так: «В уютной, скромной квартире, тихо протекала жизнь Марии, возле любимого мужа и крошки сына». Однако в первых кадрах фильма — не квартира, а лавка, в которой героиня выбирает для ребенка куклу. Здесь, в Верхних торговых рядах, завязывается сюжет: встреча со школьной подругой Лидией Верховской становится началом пути героини к опасной роскоши, к семейной катастрофе. Мария и сама превращается в куклу, в которую с удовольствием играют Лидия и ее влиятельные друзья. Сцена в Верхних торговых рядах оказывается символичной: после нее зритель попадает в мир, где все продается и покупается.

Посмотреть фильм «Дети века»

5. Памятник А.С. Пушкину — «Революционер» (1917)

Знаменитый памятник Пушкину работы А.М. Опекушина первоначально был установлен в начале Тверского бульвара на Страстной площади. Лишь в середине ХХ века его перенесли на место, где он и располагается до сих пор. Для героя фильма «Революционер», освобожденного по амнистии в марте 1917 года, Москва заново начинается с памятника Пушкину. В этом контексте поэт представляется в первую очередь борцом за вольность, который «пал, оклеветанный молвой». Не успев прийти в себя после ссылки, революционер вместе с сыном отправляется на Первую мировую войну. Любовь к свободе и родине продолжает быть смертельно опасной. А еще не написанные к 1917 году строки Блока: «...Пушкин! Тайную свободу // Пели мы вослед тебе!» — могли бы стать лучшей «надписью» (титром) для этого фильма.

Посмотреть фильм «Революционер»