• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

105066, Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, корпус А, 525

Департамент истории и теории литературы: Заместитель руководителя Сабашникова Анна Ароновна
Книга
Византийская культура и агиография

Иванов С. А.

М.: Издательский дом ЯСК, 2020.

Глава в книге
Византийский поцелуй

Иванов С. А.

В кн.: ΧΕΡΣΩΝΟΣ ΘΕΜΑΤΑ: империя и полис. XII Международный Византийский Семинар (Севастополь – Балаклава, 25–29 мая 2020 г.). Материалы научной конференции / отв. ред. Н.А. Алексеенко. – Симферополь: Колорит, 2020.. Симф.: Колорит, 2020. Гл. 18. С. 131-136.

Фольклорная экспедиция Департамента истории и теории литературы 2019

Об экспедиции рассказывает студентка 4 курса Мария Чайкина.


Этим летом при поддержке гранта проекта «Открываем Россию заново» вновь состоялась фольклорная экспедиция в русско-белорусское пограничье под рук. проф. А. Б. Мороза. Для большинства из нас, студентов НИУ ВШЭ, эта экспедиция уже третья, однако проходила она не совсем так, как мы успели привыкнуть за предыдущие годы. Если раньше наша полевая работа проводилась в деревнях и селах Брянской области , где местные жители мгновенно узнавали о «студентах из Москвы, исследующих местные традиции», а поэтому почти всегда легко шли на контакт, то в этом году мы отправились в Псковскую область, город Себеж , где полевую работу, конечно, приходилось выстраивать несколько иначе. Сначала нам все казалось непривычным: густые брянские леса сменились многочисленными псковскими озерами, южная жара сменилась холодными дождями, а деревенский пейзаж – пейзажем маленького города. Благодаря чудесной природе, гостеприимным жителям, количеству (и качеству) собранного материала, для нас (особенно для студентов 4 курса) эта экспедиция стала особенной.

Про работу и быт

Наша работа, как и всегда, заключалась в интервьюировании информантов по 27 тематическим опросникам и расшифровке диктофонных записей. В этом году к привычным анкетам добавились вопросы по городской антропологии. Так мы узнали о городских легендах, о «некогда проложенных» подземных ходах под Замковой горой, о местных юродивых, об исцеляющих камнях, о ловких побегах из колонии для несовершеннолетних и о происхождении святого источника:

«Жила дворянка. Она очень издевалась над крестьянами, очень, всё. И вот, этой дворянке, это, приснился сон. В ошем, не сон, а явилас ей… явилась ей Казанская Божья Мать и говорит… и Спаситель, Исус Христос. И говорят ей: «Вот, на Казанскую построй церькву, – указали ей это место, где вот церькву строить. – Построй ты эту церькву. Вот и… построишь, тогда тебе только твои грехи поже… простятся. Оттуда пойдёт не вода, а слёзы людские», – сколько людям она принесла горя. Ну, и она легла спать – ей на вторую ночь снится: мол, а то опоздаешь, не успеешь. А Казанская у нас будет двац первого июля. Ну, в ошем, она всё с… организовала и построила. И построила как раз она закончила двадцатого. Вот. Двадцатого там никакой воды не было. И оттуда, из-под этой часовни, пошла вода. Пошла вода. И на источник… из-под часовни». 

Ветеранам нашей экспедиционной группы порой было непривычно в городских декорациях. Предыдущие экспедиции проходили в уюте спортивных матов на полу, спальных мешков, которые были нам и кроватью, и рабочим пространством. В Себеже мы жили в школьном интернате, оснащенном горячей водой и удобными кроватями, что, казалось, несколько лишало нас истинной экспедиционной романтики. Тем не менее, баня (пусть и не деревенская, а общественная), чаепитие с вафлями и застолья в гостях у информантов возвращали нас в модус настоящей экспедиции. 

Про город и жителей

[А вы не слышали, почему Себеж называется так?] Было у этого самого отца три сына. Ну, это как легенда… У отца было три сына. «Я тебе там землю дал, я себе там дал… А себе ж я возьму вот тут». И Себеж получился.

Конечно, это не единственная легенда, связанная с происхождением названия города. Горожане рассказывают со слов бабушек и дедушек, что сюда (и отсюда) «все бежали», или крестьянин (Петр I, Екатерина или литовский князь) оставлял удел «себе ж», а экскурсовод в местном краеведческом музее вспоминает, что «Себеж» означает «землю, которую каждый хочет себе присвоить, не зря она двенадцать раз переходила из рук в руки». Всё это сделало этнический состав населения города очень разнообразным, и каждая из национальностей: поляки, евреи, русские – оставила свой след на легендах и преданиях Себежа.  


Совершенно эксклюзивным случаем стало для нас знакомство с Валентиной Ивановной Страховой, которую, кажется, даже не приходилось интервьюировать – она всё рассказывала сама. Работа с её нарративом предстояла долгая. Ценнейшие, подчас потрясающие нас сюжеты перетекали один в другой, и раз от разу (опрашивали мы её не единожды – Валентина Ивановна настойчиво звала нас за свой гостеприимный стол) эти же сюжеты обрастали новыми деталями. Так, мы узнали историю о том, как женщина увидела на дороге чудовище и завернула его в саван посередине – не с головы и не с хвоста – из-за чего война закончилась в мае, в середине года. Или о женщине, которая во сне протянула Богородице новое полотенце, из-за чего война была очень долгой (если бы полотенце было истертое, война должна была бы закончиться раньше). Также мы услышали огромное количество заговоров, историй о вещих снах и узнали в довольно редких подробностях о традициях Себежского края (и не только, ведь за свою жизнь Валентина Ивановна успела пожить в разных уголках мира). 

C:\Users\Zver\Desktop\SVI-Sebezh-4.JPG


C:\Users\Zver\Desktop\T&SVI&SJu-Sebezh-3.JPG

Природа Себежа ежечасно завораживала нас своей изменчивостью и многообразием, а город, окруженный бесчисленными озерами и лесами, успел влюбить в себя своим очарованием. И если сначала нам казалось, что разговорить городских жителей будет намного труднее, чем жителей деревень, то в итоге же мы испытали на себе радушие и заботу местных жителей, которые без конца приглашали нас в гости, готовили на всю экспедиционную группу, поили чаем и без устали рассказывали удивительные истории.

Псков и Изборск

 

Традиционно экспедиция предполагает несколько дней отдыха в близлежащем крупном городе, поэтому закончилась наша практика в дождливом Пскове. Мы обошли Псковскую крепость и весь исторический центр, послушали экскурсии в нескольких музеях, посмотрели псковские соборы. В последний день нашей экспедиции мы успели съездить в Изборск посмотреть на водопады, крепость, послушать народный хор и насладиться последними экспедиционными часами. 

Возвращаясь домой, мы забились в тесное купе поезда, всю ночь пели уже привычные песни наших информантов и подводили итоги нашей экспедиции. Каждый год подводить итоги грустно, особенно, когда год этот – выпускной. И мы, привыкнув за это время к тому, что часть лета проходит в поле, мысленно возвращаемся в те дни и всегда немного завидуем будущему составу экспедиции, которому еще только предстоит окунуться в экспедиционную жизнь. 

Мария Чайкина