• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О конференции

Конференция посвящена памяти выдающегося киноведа и фильмографа В.Е. Вишневского (1898–1952). Она нацелена на обсуждение истории и поэтики раннего русского кино и фильмографии как особой дисциплины, что соответствует главным научным интересам Вишневского.

Основные направления конференции:

  • История русского дореволюционного кино;
  • Поэтика русского дореволюционного кино;
  • Дореволюционное кино и русская литература начала ХХ века;
  • Дореволюционное кино и культура Серебряного века;
  • Дореволюционное кино в мировом контексте;
  • Новые источники и методы изучения дореволюционного кино;
  • Особенности фильмографического и библиографического изучения раннего русского кино;
  • История и поэтика кинематографа «двоевластия» (конец 1910-х — начало 1920-х гг.);
  • Фильмография как научная дисциплина;
  • Биография и научное наследие В.Е. Вишневского.

Регламент докладов — 20 минут на выступление и 10 минут на дискуссию. Рабочие языки конференции — русский и английский.

Помимо научных докладов, на конференции предусмотрены два «Вечера неопознанных фильмов» — просмотр и научное обсуждение неатрибутированных российских фильмов 1900-х — 1910-х гг. из коллекции Госфильмофонда России.

О В.Е. Вишневском

Портрет ВишневскогоВениамин Евгеньевич Вишневский (21.XII.1898 — 18.XI.1952) — выдающийся киновед, историк, библиограф, фильмограф. За двадцать с небольшим лет (киноведением он занялся только в 1930 году) Вишневский создал ряд основополагающих работ, многие из которых и по сей день являются настольными книгами для всех, кто занимается историей русского дореволюционного и раннего советского кино. Это не только этапная для нашего киноведения фильмография «Художественные фильмы дореволюционной России» (1945) или созданная двумя годами позже, но изданная почти через полвека после смерти автора работа «Документальные фильмы дореволюционной России». Это ещё и подробнейшая фильмография советских художественных фильмов 1918–1945 гг., «инкорпорированная» (без упоминания авторства Вишневского) в аннотированный каталог «Советские художественные фильмы» (1961). Это хронологические таблицы по истории отечественного кино, на основе которых уже в этом столетии был создан многотомный труд «Летопись российского кино». Это ряд разбросанных по газетам и журналам статей и публикаций — в т.ч. о кинематографической деятельности Маяковского, о съёмках Толстого, об экранизациях Пушкина. А также работы, при жизни автора неопубликованные или незавершённые, — например, интереснейшее исследование о задачах и методах фильмографии, на несколько десятилетий опередившее своё время, или первая русскоязычная библиография по телевидению. Обширные картотеки Вишневского, сохранившиеся как во ВГИКе, так и в Госфильмофонде, до сих пор пользуются большим спросом у исследователей. Равно как и подборка мемуаров по истории русского дореволюционного кино для так и не вышедшего в 1940-х гг. сборника. Вишневский оставил своё имя и в истории киноархивистики, став первым руководителем отдела научной обработки отечественного фонда Госфильмофонда СССР. Наконец, стоит напомнить, что «между делом» Вениамин Вишневский внёс огромный вклад в театроведение, выпустив в 1941 году двухтомный библиографический справочник «Театральная периодика».

Организационный комитет

Координаторы

  • Анна Андреева, студентка 3 курса НИУ ВШЭ, участница НУГ «Ранняя русская кинопроза»
  • Александр Анисимов, студент 4 курса НИУ ВШЭ, участник НУГ «Ранняя русская кинопроза»
  • Арина Раннева, студентка 3 курса НИУ ВШЭ, участница НУГ «Ранняя русская кинопроза»
  • Лилия Родичева, студентка 4 курса НИУ ВШЭ
  • Елизавета Сенаторова, студентка 4 курса НИУ ВШЭ
  • Надежда Шмулевич, магистрантка 2 курса НИУ ВШЭ, участница НУГ «Ранняя русская кинопроза»

Программа

14 июня, пятница

09.30–10.00

Регистрация участников

Вестибюль 2 этажа корпуса «А»

10.00–10.30

Открытие конференции, вступительные слова

Ауд. 204

10.30–12.00

Секция 1. Наследие В.Е.Вишневского и вопросы фильмографии

Председатель — П.А. Багров

К.М. Исаева (ВГИК). Воспоминания о В.Е. Вишневском

А.С. Дерябин. О фильмографии раннего российского кино (1907–1921)

И.Н. Гращенкова. Фильмоведение как фундамент истории кино. Из наследия Вениамина Вишневского

Ауд. 204

12.00-12.30

Кофе-брейк

12.30-13.30

Секция 2. Поэтика дореволюционного кино (часть 1)

Председатель — Филип Кавендиш

А.О. Сопин (РГГУ). Проблема жанрово-стилистической взаимосвязи фильмов в русском кино 1916–1918 годов

А.О. Ковалова (НИУ ВШЭ). «Русские финалы» в дореволюционном кино: какими они были на самом деле?

Ауд. 204

13.30-15.00

Обед

15.00-16.00

Секция 2. Поэтика дореволюционного кино (часть 2)

Председатель — Н.И. Нусинова

Е.Я. Марголит (Госфильмофонд России). Пародийное начало в «Пиковой даме» Я.А. Протазанова

М.П. Киреева (РГГУ). «Медвежья свадьба» (1925) как рецидив раннего русского кино

Ауд. 204

16.00–16.30

Кофе-брейк

16.30–17.30

Секция 3. Personalia (часть 1)

Председатель — Е.Я. Марголит

Ю.М. Козицкая (НИУ ВШЭ). Поэтика русского дореволюционного киносценария (по архивным материалам
А.В. Амфитеатрова)

И.Б. Зубатенко (Ярославский музей-заповедник). Кинофабрика Г.И. Либкена в Ярославле. 1914–1918: новые факты и источники

Ауд. 204

17.30–18.00

Кофе-брейк

18.00–20.00

Первый вечер неатрибутированных фильмов

Ведущие — П.А. Багров, В.Ф. Семерчук

Актовый зал
(2 этаж)

15 июня, суббота

11.30–12.00

Кофе-брейк

13.30–15.00

Обед

15.00–16.30

Секция 6. Personalia (часть 2)

Председатель — И.Н. Гращенкова

С.Н. Дединский (ГЦМК). Новые сведения о деятельности Старевича в российских архивах и библиотеках

Н.С. Рябчикова (НИУ ВШЭ). Забытый герой раннего кино: Витольд Ахрамович, учитель Кулешова

Л. Пииспа (Университет Турку). Ф.А. Оцеп как теоретик кино

Ауд. 204

16.30–17.00

Кофе-брейк

17.00–19.00

Второй вечер неатрибутированных фильмов

Ведущие — П.А. Багров, В.Ф. Семерчук

Актовый зал
(2 этаж)

16 июня, воскресенье

12.00

Посещение могилы В.Е. Вишневского

Сбор у центрального входа Донского кладбища.

Донская ул., д. 1

Участникам и гостям конференции

Конференция проводится по адресу: Москва, ул. Старая Басманная, д. 21/4. Все заседания проводятся в Зале Ученого совета (ауд. 204, 2 этаж), просмотры — в актовом зале.

Вход свободный, пропуск для допуска в здание можно заказать у координатора конференции Анны Андреевой forruem@bk.ru.

По всем другим вопросам, пожалуйста, пишите члену организационного комитета Анне Коваловой aokovalova@gmail.com.

Страница мероприятия на facebook