• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Максим Кронгауз дал комментарий телеканалу «Настоящее время» о проблеме преподавания национальных языков в российских школах

Заведующий Лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик объяснил, исчезают ли национальные языки, если их преподавание с самого детства перестает быть обязательным

Максим Кронгауз дал комментарий телеканалу «Настоящее время» о проблеме преподавания национальных языков в российских школах

На телеканале «Настоящее время» вышел большой сюжет, посвящённый языковым конфликтам в российских республиках, где родители школьников разделились на два лагеря – протестущих против обязательного изучения национального языка и поддерживающих его. Ведущий программы Тимур Олевский попросил заведующего Лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ Максима Кронгауза прокомментировать сложившуюся ситуацию:

МК: — Очевидный процесс, но, по сути, это происходит, ведь мы знаем случаи, скажем, возрождения языков. Например, ирландский язык, который действительно поддерживали. Это поддерживается либо какой-то очень сильной идеей, энтузиазмом, харизмой отдельных людей, либо принуждением. Дело в том, что языки конкурируют, и конкурируют и в мире, и в нашей голове.

Сколько языков мы можем изучать одновременно? Например, в Швейцарии, где четыре государственных языка. Поверьте, обычный швейцарец четырех языков не знает, он знает еще дополнительно английский, свой родной и, как правило, немецкий, который наиболее распространен. С одной стороны, языков жалко, и я, как лингвист, считаю каждый язык огромной ценностью. С другой стороны, есть реальность, конкуренция и в социуме, и в головах.

ТО: — Как вам кажется, знание или незнание массой населения, претендующей на независимость, своего языка влияет как-то на национальную борьбу или никак не влияет?

МК: — Ну, слово "борьба" немножко уже начинает пугать.

ТО: — Пугает, я понимаю.

МК: — Безусловно, влияет язык. Если вы вспомните, был, опять же, спор, дискуссия с Татарстаном о введении латиницы вместо кириллицы, даже это влияет, а это меньший шаг. Конечно, язык связан с национальным самосознанием.

ТО: — А как же те народы, которые восстанавливали язык уже после победы своих национальных революций? Я просто пытаюсь понять, в чем смысл этого закона, который вводит фактически добровольное изучение языка, а, значит, его отмену в национальных республиках. Мне приходит в голову только одно – что таким образом хотят теснее республики привязать. Но, может быть, я неправ, и на самом деле это большое благо для детей?

МК: — Функция русского языка совершенно понятна – это единое пространство, единое культурное языковое пространство. Функция обязательного языка в республике, неважно какой – это создание единого другого пространства в республике. Соответственно, здесь разные политики в разных республиках. Вот в Татарстане есть такая претензия. Русский язык не считался формально государственным на территории Советского Союза, это не влияло на его распространение и на его силу.

Посмотреть сюжет полностью можно на сайте телеканала «Настоящее время».