Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
105066, Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, к. 518-528
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *22699, *22687
Ганновер: Семь искусств, 2020.
Новый филологический вестник. 2020. Т. 55. № 4. С. 326-335.
Бергельсон М. Б., Кибрик А. А.
В кн.: ВАПросы языкознания: Мегасборник наностатей. Сб. ст. к юбилею В. А. Плунгяна. М.: Буки Веди, 2020. С. 350-359.
Humanities. HUM. Basic Research Programme, 2020. No. 195.
Департамент общей и прикладной филологии создан весной 2019 года в результате разделения Школы филологии Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и является учебно-научным подразделением Факультета. В структуру Департамента общей и прикладной филологии включены научно-учебная лаборатория лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик, а также Мандельштамовский центр. Департамент объединяет специалистов, чья профессиональная деятельность связана с различными областями и отраслями филологии: история литературы, издательская практика, антропологическая лингвистика, социолингвистика и лингвистическая конфликтология, классическая филология и рецепция античности, средневековая философия и риторика, история понятий, литературный быт, история театра, теория и практика филологического образования, литература в контексте современных медиа и др.
Как пользоваться Автографом?
Для того, чтобы воспользоваться порталом, необходимо перейти по ссылке http://literature-archive.ru На главной странице вы увидите портреты писателей, чьи рукописи опубликованы на портале. Для того чтобы увидеть электронные копии рукописей конкретного писателя, достаточно кликнуть на его изображение. После перехода на страницу автора вы можете сузить круг ваших поисков, выбрав в панели слева тип рукописного текста: рабочая тетрадь, записная книжка, дневники или что-то иное. Теперь вы можете посматривать рукописи и находить еще больше информации о ваших любимых произведениях и авторах. Советуем вам зарегистрироваться на портале, чтобы просматриваемые вами копии отображались в высоком качестве.
Зачем нужен Автограф?
Если вам кажется, что Автограф нужен только филологам-исследователям, то вы глубоко заблуждаетесь. На самом деле, этот портал могут использовать студенты, которые обучаются на совершенно различных специальностях и интересуются литературой. Ведь электронные рукописи могут вам рассказать многое не только о процессе создания произведения, но и показать нам другую, «изнаночную» сторону жизни автора. Более того, многое из того, что есть в записных книжках, дневниках и рабочих тетрадях, не публикуют. Например, рисунки или пометки, которые писатели делают на полях во время работы. И, конечно же, почерк писателей – часть авторского стиля, который теряется при публикации литературных произведений.
Что говорят студенты?
Еще лучше о том, зачем нужен Автограф, расскажут студенты семинара «Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве» (рук. Л.В. Хачатурян), которые на протяжении полугода работали с порталом и уже успели найти в нем много полезного для своей учебной и внеучебной деятельности.
«Черновики интереснее читать, чем опубликованные тексты, потому что можно отследить этапы работы автора над произведением, понять, как трансформировался изначальный замысел, и, соответственно, переосмыслить всю книгу. Если говорить про дневники и записные книжки, в рукописном варианте они особенно личные, со всеми помарками и зачеркиваниями. Кажется, что ты проникаешь в сознание человека, и в какой-то степени — это действительно так. А при чтении публикации такая интимность теряется.
Софья Полякова, ОП «Журналистика», 2 курс
«Сейчас, когда я работаю с каким-либо автором, то я сначала подумаю о том, есть ли его оцифрованные рукописи на портале «Автограф», потому что рукописи могут очень многое сказать о тексте, о творческом методе автора и поэтому те оцифрованные рукописи, которые хранятся на портале, дают исследователю более широкое поле для анализа и интерпретации произведения, возможность последить его эволюцию».
Анастасия Паршутич, 1 курс, ОП «Филология»
«Цифровых архивов в общем-то на просторах интернета не так много, а с открытым доступом ко всем материалам ещё меньше, поэтому было интересно поработать с реальными рукописями. Любопытно находить разные вариации одного и того же произведения (а не только основной вариант в публикациях), ну и черновики писателей/поэтов не могут не быть полезны».
Елизавета Котикова, 1 курс, ОП «Филология»