• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

105066, Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, к. 518-528

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *22699, *22687

Руководство
Заместитель руководителя Павловец Михаил Георгиевич
Глава в книге
Экспериментальная «метапоэтология» в поисках новых форм современной русскоязычной поэзии

Павловец М. Г.

В кн.: Subjekt und Liminalität in der Gegenwartsdichtung. Bd. 8.1.: Grenzen, Schwellen, Liminalität und Subjektivität in der russischen Gegenwartsdichtung / Субъект и лиминальность в современной поэзии. Том 8.1: Границы, пороги, лиминальность и субъективность в современной русскоязычной поэзии. Т. 8.1: Границы, пороги, лиминальность и субъективность в современной русскоязычной поэзии. Берлин: Peter Lang, 2020. Гл. 14. С. 239-254.

«Как на Лысой горе Чертов камень лежит…»

Скелетон Джек, волшебные палочка, метла и инфернальное эхо: в Департаменте общей и прикладной филологии прошел «Вальпургиевый» семинар.

Вечером 30 апреля традиционный научный семинар в Департаменте общей и прикладной филологии прошел в необычном формате костюмированного научного «шабаша» с чтением стихов и докладов, просмотром театральных номеров, а также обсуждением всего мистического, страшного и тайного, что соседствует с нами не только в академической, но и в повседневной жизни.

Не обошлось и без розыгрышей. За пять минут до начала ZOOM-встречи на групповую почту Департамента стали поступать странные письма: «Дорогие коллеги, обстоятельства моей жизни не дают мне никакого шанса - я обязательна должна поделиться с вами именно сегодня тем, что происходит со мной. Это крайне важно!... Выбора нет, я должна поделиться с вами тем, что происходит в моей жизни». Елена Нигметовна Марасинова рассказала встревожившимся коллегам о своей работе в архиве Тюбингенского университета; о наследнице материалов историка А. Г. Брикнера; о таинственных шифрах, найденных в бумагах Н. И. Новикова, известного своими связями с масонством, а также телефонных угрозах неизвестных с требованием прекратить издание архивных материалов и передать им документы. В действительности все это было виртуозно разыгранной зарисовкой сюжетной канвы исторического детектива Е. Н. Марасиновой в духе романов «Клуб Дюма, или Тень Ришелье» А. Переса-Реверте и «Маятника Фуко» У. Эко. Разговор перешел в обсуждение мистических авторов, как бы притягивающих к себе необъяснимые события. Так, Михаил Георгиевич Павловец поделился своим опытом встречи с мистическим во время лекций о «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова. Сила текста то заставляла загореться кондиционер, то выключала свет во всем здании, а то и вовсе вызывала явление кота в университетскую аудиторию.

Эпиграфом к встрече стало прочитанное Еленой Наумовной Пенской знаменитое стихотворение Н. Заболоцкого «Меркнут знаки Зодиака…». Семейный дуэт Миры Борисовны Бергельсон и Андрея Александровича Кибрика исполнил две песни на «ведьминскую» тему: «Песню про нечисть» и «Страшную геологическая песню» В. Туриянского. Юлия Владимировна Иванова продемонстрировала богатый иллюстративный материал, посвященной теме «Актуальность Лавкрафта: пионеры и Дагон». Присутствие Лавкрафта в повседневной жизни наблюдается в самых неожиданных формах, например, в обычном детском лагере «Сказка» в Дмитровском районе. Спрутообразные конструкции, пугающие граффити, обилие морской тематики заставляют задуматься если не об инопланетном вмешательстве, то уж точно позволяют вычислить источник вдохновения и литературные пристрастия архитекторов. После музыкальной паузы с подборкой визуального ряда «Шабаш в мировой литературе» со своим докладом об образе советских ведьм выступила М. А. Штейнман. Мария Александровна рассказала, кто такая на самом деле Гелла из «Мастера и Маргариты», рассмотрела галерею ведьм в произведениях А. и Б. Стругацких и объяснила, на что опирался А. Сапковский. Поэтическая часть встречи была представлена сборником «Бестиарий». Павел Маркович Полян прочитал стихи своего друга А. П. Цветкова. Зооморфная тема отозвалась в театральной части: кукольном театре Гасана Чингизовича Гусейнова. Арсений Станиславович Дежуров порадовал коллег разыгранной сценой из народной драмы «Царь Максимилиан» на фоне собственноручно изготовленного рождественского вертепа. Ольга Николаевна Купцова поделилась воспоминаниями о Третьей Всемирной театральной олимпиаде 2001 года, в ходе которой режиссер «Школы драматического искусства» А. А. Васильев призвал в театр настоящих шаманов и буддистских монахов. Андрей Васильевич Голубков прочитал доклад «Продвижение темы фарта в литературе и искусстве» по мотивам своего выступления «Рабле подлинный или фейковый? К. Ла Шарите и исследования ars petandi» на конференции «Мистификация — Fake. Приемы и функции создания фальсификации фактов в исторической перспективе», которое произвело настоящий фурор среди слушателей. «Вальпургиево заседание» завершилось чтением польской любовной лирики в исполнении Алексея Григорьевича Васильева и показом выступления Леонида Федорова, лидера группы «АукцЫон» с песней «Орландина».