• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

105066, Москва, Старая Басманная ул., д. 21/4, к. 518-528

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *22699, *22687

Руководство
Заместитель руководителя Павловец Михаил Георгиевич
Глава в книге
Das poetische Subjekt von Sergej Birjukov als Akteur der „metahistorischen Avantgarde"

Pavlovets M.

In bk.: Neuere Lyrik. Interkulturelle und interdisziplinäre Studien: Band 8.2. Subjekt und Liminalität in der Gegenwartsliteratur.. Vol. 8.2: Band 2: Schwellenzeit – Gattungstransitionen – Grenzerfahrungen. Sergej Birjukov zum 70. Geburtstag. Berlin: Peter Lang, 2020. P. 167-181.

Препринт
Addressing people by name in Russian: A corpus study

Piperski A., Grabovskaya M., Gridneva E. et al.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2019. No. 92.

«Волюмы, рукописи, свитки… Чего-чего тут только нет!» Сетевая конференция молодых исследователей «Текст как DATA»

30 апреля 2020 года в нашем университете прошла не совсем обычная конференция. Во-первых, на конференцию собрались молодые ученые из разных городов России: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска. При этом  никто из них не нарушил карантин. Все действие происходило на платформе ZOOM. Во-вторых, в ZOOM пришли не только студенты и молодые ученые. Главными героями конференции стали рукописи. От записных книжек Иннокентия Анненского до последних рабочих заметок Виктора Астафьева, посвященных роману «Прокляты и убиты», черновики и беловики, рабочие блокноты и записные книжки, театральные альбомы и гранки статей рассказывали свою историю ХХ века –  историю создания художественного текста.

30 апреля 2020 года в нашем университете прошла не совсем обычная конференция. Во-первых, на конференцию собрались молодые ученые из разных городов России: Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска. При этом  никто из них не нарушил карантин. Все действие происходило на платформе ZOOM. Во-вторых, в ZOOM пришли не только студенты и молодые ученые. Главными героями конференции стали рукописи. От записных книжек Иннокентия Анненского до последних рабочих заметок Виктора Астафьева, посвященных роману «Прокляты и убиты», черновики и беловики, рабочие блокноты и записные книжки, театральные альбомы и гранки статей рассказывали свою историю ХХ века –  историю создания художественного текста.

         Ранее не публиковавшиеся и недоступные ученым рукописи появились в глобальном пространстве с помощью проекта РНФ АВТОГРАФ. ХХ ВЕК. Огромный цифровой архив, насчитывающий более 20 000 электронных изображений  http://literature-archive.ru стал доступен любому исследователю непосредственно на рабочем столе собственного ноутбука, независимо от того, в какой географической точке он находится. На многих цифровых копиях до сих пор виден архивный штамп «НВ», ранее означавший самый страшный приговор любой научной работе: «Не выдавать».

         «Разные виды рукописных материалов – начиная от записной книжки до черновых вариантов текста – играют решающую роль в работе филолога. Поэтому внимание к рукописи, материи письма актуально и совпадает с новыми течениями в медиа теории. Это позволяет освободиться от традиционных, автороцентрических подходов в литературоведении и изучать сам процесс писания. Молодых исследователей жду новые возможности и открытия. Ведь текстология – это “алгебра” филологических штудий, она дисциплинирует гуманитарное знание», – так выделил основную тему конференции руководитель департамента филологии НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Георг Витте.

         Конференция стала настоящей «проверкой на прочность» для студентов семинара «Текст как DATA: рукопись в цифровом пространстве» («Ярмарка проектов»). Десять студентов готовили свои собственные проекты и защищали их в присутствии старшекурсников из Нижнего Новгорода, аспирантов МГУ, РГГУ, молодых научных сотрудников ИМЛИ РАН, Пушкинского Дома  и даже докторов наук.  Десять проектов. Десять историй. Что искал у «проклятых поэтов» Иннокентий Анненский? Сколько раз меняется текст в записной книжке поэта? Как и зачем вел дневники Александр Блок? Какие поправки вносил Гумилев в Нагорную проповедь? Что же все-таки за пьеса «Черный снег» Максудова? Эти и другие истории были подготовлены студентами семинара на основе неопубликованных рукописей из архивов писателей в РГАЛИ и Пушкинском Доме.

         Об уровне студенческих проектов и самой конференции очень точно сказала Мария Гельфонд, руководитель программы «Филология» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: «Еще несколько лет назад объявление карантина стало бы огромным ударом для всех, кто занимается текстологией. Закрытие архивов и библиотек напрочь выбило бы исследователей из профессиональной колеи. Сегодня, благодаря оцифровке документов, в частности, благодаря проекту АВТОГРАФ все выглядит не столь печально - и многие исследования, начатые еще в докарантинном мире, вполне могут быть продолжены. Высокий уровень работ, представленных на конференции, свидетельствует о многом  – и о новом всплеске интереса к текстологическим

исследованиям, и о постепенном его смещении в сторону ХХ века. Хочется надеяться, что прозвучавшие доклады будут опубликованы, а следующая конференция даст участникам возможность личного общения и обмена опытом архивной и сетевой эвристики».

         Обращение к рукописи создало единое научное пространство для различных кампусов Вышки. Десять часов почти не прерываясь Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород вели общий диалог. Слова Бенедикта Лившица «Мне в рукописи прерванной Платона/ Не достает всего одной строки» стали пропуском в особый мир, где текст не застыл в канонических границах, а существует в постоянном движении. Это единство подчеркнул Валерий Зусман, научный руководитель НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. «Конференция собрала будущих ученых –  студентов разных кампусов Вышки. Включение молодых исследователей в научную работу бесценно. Кроме того, конференция позволила сократить дефицит общения. Диалог сегодня  – не иллюзия прошлой жизни, а залог будущей. Прямым предметом обсуждения стали цифровые архивы. Реализация проекта АВТОГРАФ делает литературоведение достоверным, приводит к демократизации филологии, не разрушая ее».

         Участие в конференции молодых ученых академических институтов задало высокую планку выступлений и их научного обсуждения. Бабель versus Вишневский: как исключить писателя из истории литературы? Эволюция поэтического текста в записных книжках Маяковского; стенограмма как биографический источник – вот лишь некоторые из затронутых тем. Оттачивавшаяся десятилетиями академическая школа критики текста остается основой и интенцией для самых смелых новаций.

         Тридцатого апреля на целый день текстология русской литературы объединила кампусы, студентов и «академиков», молодых ученых и докторов наук. Был приобретен важный опыт выстраивания связей на нескольких уровнях  –  научных, дисциплинарных и организационных – между разными проектами, разными кампусами. В дальнейшем мы хотим продолжить такую практику сетевых встреч в наших вышкинских «столицах».
           Материалы конференции можно посмотреть здесь:
Пленарное заседание https://www.youtube.com/watch?v=1mZwk3qC5yQ  
Сеция "Дневники и записные книжки" https://www.youtube.com/watch?v=a8Ew5T1wS7Y