• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита». Спектакль «Ревизская сказка»

Источник: https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-
proizvedeniya/alfred-shnitke-gogol-syuita

Музыка Альфреда Шнитке всегда удивляла слушателей и была для них неожиданным сюрпризом. Композитор славился творческим мышлением и умением создавать яркие музыкальные образы. Эти незаурядные качества высоко ценились не только в музыкальном окружении, но и среди деятелей кино и театра. Популярность  Шнитке в кинематографической и театральной деятельности во многом подтверждена творческим наследием, включающем музыку к кинокартинам, мультфильмам и спектаклям. Одним из шедевров музыки того времени, безусловно, является «Гоголь-сюита» или музыка к спектаклю «Ревизская сказка». Историю создания «Гоголь-сюиты» Шнитке, содержание произведения иинтересные факты читайте на странице https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-
proizvedeniya/alfred-shnitke-gogol-syuita 
 
История создания
В 1975 году Альфреду Шнитке исполнился тридцать один год. К тому времени он закончил Московскую консерваторию по классу композиции, успел поработать там преподавателем, вступить в Союз композиторов исоздать большое количество музыкальных произведений в самых различных жанрах. Свою композиторскую карьеру Шнитке начал в 1953 году, и заданный период был отмечен как талантливый автор оперы, балета, двухсимфоний, пяти инструментальных концертов, множества вокальных иинструментальных камерных произведений, а также музыки к более тридцати художественным, анимационным и документальным фильмам,среди которых знаменитый «Белорусский вокзал».
Уже тогда творческие решения молодого композитора поражали многих. Всвоих сочинениях он соединял и трансформировал стили, жанры и направления разных эпох, то есть связывал в единое целое древние хоралы,классику, джаз и авангард. Так, например, именно Шнитке впервые ввёл термин «полистилистика».
 
Новаторство композитора особенно проявилось в его «Первой симфонии»,которую он закончил в 1974 году. Тогда сочинение посчитали слишкомрадикальным и руководство как Московской, так и Ленинградскойфилармоний побоялось, что публика его не воспримет. По этой причинепервое исполнение симфонии состоялось в Горьком (Нижний Новгород).
В 1975 году знаменитый режиссер театра на Таганке Юрий Любимов,который также отмечался своими новаторскими экспериментами, обратилсяк Альфреду Шнитке с большой просьбой. Необходимо было написатьмузыкальное оформление для нового спектакля «Ревизская сказка» помотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Композитор былхорошо знаком с театральным авангардистом по работе в 1973 году надспектаклем «Турандот» по произведению Бертольта Брехта, которая, ксожалению, была приостановлена, так как театр не получил разрешения напостановку от вдовы немецкого драматурга. И вот новое сотрудничество, накоторое Шнитке с удовольствием согласился. Лейтмотивом всех творенийкомпозитора всегда являлся человек с его переживаниями, страстями иэмоциями, поэтому предложение, где можно воссоединить трагическое икомическое, пришлось ему по душе. Работа шла с таким энтузиазмом, чтопосле репетиций Шнитке приходил к режиссеру домой с наброскамисочинений. По мнению Юрия Петровича Любимова, именно музыке в этомспектакле определена важная роль. Она должна наполнять пространство,отображать время действия и даже позволить отказаться от декораций.
 
Премьера спектакля состоялась 9 июня 1978 года в театре на Таганке. Задирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский, который такжеучаствовал в представлении и озвучивал текст, заимствованный изпроизведения «Записки сумасшедшего».
Далее наступили восьмидесятые годы, которые в жизни Шнитке, обозначеныкак период успеха и всеобщего признания. Творческий арсенал композиторапостоянно пополнялся новыми талантливыми произведениями, средикоторых в 1981 поду появилась «Гоголь-сюита» - выдающееся произведение,созданное на основе музыки, написанной композитором в 1975 году, кспектаклю «Ревизская сказка». 
 
 
 
 
 Интересные факты
1) Дирижером спектакля был Геннадий Рождественский. Он же создалоркестровую редакцию произведения для исполнения вне театра.
2) Сюита – это последовательность пьес, следующих одна за другой.
3) Николай Васильевич Гоголь владел нотной грамотой и любил посещать оперы.
4) Наиболее известными актерами, исполняющими роли в спектакле, являютсяФеликс Антипов, Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий.
5) Название «Ревизская сказка» связано с произведением Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это государственный документ необходимый дляучета населения.
7) Для театра на Таганке Альфредом Шнитке была написана музыка кследующим спектаклям: «Турандот или Конгресс обителей», «Пир во времячумы» и «Живаго».
8) Спектакль «Ревизская сказка» основан на нескольких произведениях Гоголя«Мертвые души», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и«Авторская исповедь». Использование сюжетной линии не точное посравнению с оригиналом.
9) В настоящее время постановка не ставится в театре на Таганке.
10) В сюите отчетливо прослеживается мотив судьбы из 5 симфонии Людвига ван Бетховена, который сам композитор называл шлягером, помогающим влезть в душу.
11) Оригинальные фонограммы к спектаклю «Ревизская сказка» хранятся втеатре в качестве реликвии.
12) Альфред Гарриевич был ценителем литературного творчества Николая Васильевича Гоголя. 

Краткое содержание спектакля и музыки к спектаклю.
Спектакль «Ревизская сказка»– это фантастическая реальность, где Гоголь,как писатель и творец, повествует и встречается со своими героями.

Имя героя

Роль

Из какого произведения

Павел Иванович Чичиков

Чиновник, махинатор

«Мёртвые души»

Аксентий Иванович Поприщин

Служащий в департаменте

«Записки сумасшедшего»

Андрей Петрович Чертков (в повести Чартков)

Разорившийся дворянин, талантливый художник, променявший талант на деньги.

Повесть «Портрет»

Акакий Акакиевич Башмачкин

Титулярный советник из Санкт-Петербурга

Повесть «Шинель»

Фердинанд VIII

Король Испании, одновременно является Аксентием Ивановичем Поприщиным.

«Записки сумасшедшего»


Увертюра
Небольшое, но яркое оркестровое вступление создает настроение, соответствующее жанру. Ощущение хаоса и беспорядка не покидает слушателя. Постепенно ритмы приобретают весьма знакомые очертания. Из громыхающей волны звуков формируется пародия на известную всем темувступления из I части 5 симфонии Людвига ван Бетховена.

Детство Чичикова
В этой части композитор сумел продемонстрировать не только мастерствооркестровки, но и способность легко и непринужденно модулировать вдалекие тональности. Мажорные тональные сдвиги создают ощущениенарастания и преувеличения без напряжения и драматизма. Тема, порученнаякомплексу деревянно-духовых инструментов, строится на повторяющейсяостинато интонации. Ощущение «роста» проявляется и в динамике.Изначальное тихое звучание, постепенно превращается в уверенное форте.Так завершается часть.
Музыка полностью совпадает, с происходящим на сцене. Из небольшогоростка вырастает голова. Чтобы ей было тепло на нее одевают чепчик, чтобыросток быстрее рос его откармливают кашей. Вскоре она становитсягромадной. Из этого растения появляется абсолютно безликий человечек. Всеего черты серы и обыкновенны. Средний рост, чин и лицо. Все никакое. Имяэтого господина Павел Иванович Чичиков.Монолог Гоголя является связкой со следующей картиной.

Портрет
Повествование ведется об Андрее Петровиче Черткове (Чарткове). Егохудожественный талант в начале произведения передается стройной и мелодичной игрой фортепиано и чембало, контрабаса и скрипки втрехдольном размере. Молодой художник беден, но подает большиенадежды. Бедность и нежелание учиться приводит его к тому, что онначинает без разбору писать портреты знатных людей, способных обеспечитьему роскошную жизнь. Слава и деньги лишают его возможностисовершенствовать свой навык. Его мелодия становится грубой и непонятной, главенствующую роль берут на себя ударные инструменты и низкиедуховые, играющие в неестественном для себя регистре. Музыка деградирует, становится примитивной. Но вдруг, Андрей Петрович видит талантливую работу. В его голове возникает ровная и прекрасная мелодия,которая разрушается угловатым мотивом. В злости и ярости, художник начинает скупать шедевры и уничтожать их в своей комнате. Постепенно онсходит с ума.

Шинель
Это повесть о любви Акакия Башмачкина к даме, образом которой являетсяшинель. Ради любимой жены он готов на все. Механическая музыка«Польки» демонстрирует всю «полноту» чувств героя, их «возвышенность» и«утонченность». Тема превращается в марш, в котором доминируют ударные инструменты.

Фердинанд VIII
В Гоголь-сюите отсутствует. В спектакле это небольшая музыкальнаявставка, основанная на искажении музыки из предыдущей картины. Повествование ведется о сумасшедшем Аксентии Поприщине, возомнившемиз себя короля Фердинанда VIII.

Чиновники
В музыке отчетливо прослеживаются опосредованные барочные интонации втембре клавесина, потускневшие и потерявшие собственный смысл. Этонамек на «высшее» общество чиновников, которое также потеряло весьсмысл существования.

Бал
Средь шумной толпы красочным пятном выделена фигура художника.Ударные инструменты отбивают ритм, напоминающий вальс. Но нет вмузыке изящности, красоты и грации. Как нет ее в присутствующих.

Завещание Николай Васильевич Гоголь произносит слова о Руси. Музыка наполненаколокольными звонами и написана в минорной тональности. В ней естьодновременно что-то величественное, но и загадочное. В дали можноуслышать шум ветра и печальный отзвук колокола.
Гоголь-сюита состоит из 7 частей, которые полностью отражаютдраматургию и концепцию, выраженную в спектакле. Названия в сюитесохранены и носят программный смысл.

«Гоголь-сюита» - это авангардное произведение. Полистилистическое музыкальное решение – яркое полотно не сочетающихся между собой мотивов. В сочинении явно высмеивается пошлость, глупость и тупость, переполняющие героев. Спектакль и сюита несут в себе актуальную для всехвремен мораль о том, что лишь учение и трудолюбие создают по-настоящему прекрасного человека.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.