• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги пятого семинара

В среду 29 апреля 2015 года состоялось пятое заседание научно-учебной группы «Метанойя: Поворот к трансцендентному и материальному в современно политической теологии». С докладом на тему «Интерпретация христианства у Фуко» выступил участник научно-учебной группы, занимающейся изучением политической теологии Кирилл Константинович Мартынов, кандидат философских наук, доцент Школы философии НИУ-ВШЭ.

Работая с политической теологией, а главным образом с христианской политической теологией, поскольку как было выяснено в рамках предшествующих встреч, именно христианские теологические понятия чаще всего подвергались секуляризации, тем самым создавая учения политической теологии, пусть и не всегда осознаваемые самими авторами как таковые. И во многом это стало возможно из-за особенностей христианство как религии, давшей начало особой интеллектуальной традиции, ставшей сплавом философских и религиозных учений. И одной из таких черт важных для наших задач является дискурс власти, присутствующий в христианском вероучении и христианской философии.

Именно разбором проблемы власти в христианстве, которая, по мнению многих мыслителей, является центральной для сферы политического, предложил нам заняться Кирилл Константинович. При этом очень интересен выбор источников, с которыми работал докладчик. В первую очередь он сконцентрировался на интерпретации власти у представителя современной философии Мишеля Фуко, но также предложил провести сравнение с теологией Августина, ориентируясь на пятую книгу из «О граде божьем…», где философ анализирует власть римских императоров.

Микрофизика власти у Фуко по словам докладчика, известная как “христианство” выстраивается через систему сексуальных запретов (строгая моногамия, запрет на гомосексуальные контакты, предписания в отношении допустимых форм соития), телесных ритуалов (коленопреклонения, поклонов, особых жестов и шествий) и специфической доктрины телесности в целом, которая расценивается как “низменная плоть” и в этом качестве противопоставляется “духу”. Аналогией христианства в секулярном мире становится у Фуко психиатрия с ее характерными формами установления режима “нормального поведения”.

Обращаясь же к «О граде божьем…», Кирилл Мартынов также находит там указания на необходимость особых техник контроля тела, если обозначать это в терминах Мишеля Фуко. И в целом демонстрирует, что деконструкция христианства предпринятая французским философом в области политической теологии является в сущности ни чем иным как экспликацией внутренней логики отношения христианства к политическому, то есть формой политической теологии.