• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги шестого семинара

В пятницу 15 мая 2015 года состоялось шестое заседание научно-учебной группы «Метанойя: Поворот к трансцендентному и материальному в современной политической теологии». С докладом на тему «Тайнопись Лео Штрауса: попытки дешифровки» выступил Александр Мишура участник научно-учебной группы «Формальная философия», аспирант Школы Философии НИУ-ВШЭ.

В своём докладе Александр предложил в первую очередь сконцентрироваться на оригинальном методе эзотерического прочтения текстов, предложенным Лео Штраусом. Согласно докладчику, можно вычленить основные методологические установки, которыми должен руководствоваться исследователь. И первым таким положением является предположение исследователя о том, что в тексте может присутствовать скрытое, таким образом задается поле возможностей применения эзотерического прочтения. Однако, первое понимание текста в любом случае должно быть экзотерическим. А затем уже производится поиск противоречий, которые могут указать на наличие скрытого. Также исследователь должен помнить, что без позитивного критерия оценки эзотерического содержания, а также указания целесообразности этого действия, его работа не будет иметь смысла.

Обозначив метод Лео Штрауса, Александр предложил интересный вопрос для исследования в рамках политической теологии. А именно: можно ли обнаружить политическую теологию у Лео Штрауса, при этом используя метод эзотерического чтения по отношению к самому Штраусу? В рамках понимания политического учения философа Александр предложил в первую очередь обратиться к интеллектуальному бэкграунду Лео Штрауса важному в уже определенном контекстуальном поле.

Важными для политической теологии здесь будут несколько фактов. Во-первых, принципиально, что сам Штраус не испытывал какого-либо преследования, таким образом можно сделать вывод о том, что истоком возникновения его эзотерического метода нельзя считать личную аффектацию, хотя столкновение с еврейскими переселенцами из России могло подтолкнуть его размышления в данной области. Однако, известно, что Штраус родился в ортодоксальной еврейской семье и испытал влияние иудейской интеллектуальной традиции. К эзотеризму он приходит именно в результате изучения мысли Маймонида.

Центральной проблемой в политической сфере Маймонид считал возможность законодательства, при условии, что законодатель пророком не является. Александр актуализировал данный вопрос в рамках античной философии, поставив проблему возможности философии без откровения. И в этом случае исследователь должен прибегнуть к эзотерическому методу. И главной загадкой, требующей разрешения, здесь будет вопрос о религиозности самого Штрауса. Из того факта, что сам Штраус подчеркивал, что философ не должен быть противником пророка как законодателя, можно сделать вывод о том, что Лео Штраус эзотерически проработал собственную политическую теологию, где нашлось место откровению.