Искусство и художественные практики XX века
Руководитель минора: Рогинская О.О.
Преподаватели: Будницкий О.В,, Кукулин И.В., Левина Т.В., Гусева А.В., Свердлов М.И., Павлов А.В.
Искусство и художественные практики (исполнение музыки, выставки и так далее) всегда оказывали значительное влияние на сознание человека. Об этом знали и авторы произведений, и их аудитория -- зрители, читатели и слушатели. Однако параллельно с обращением к аудитории художники всегда решали собственно эстетические задачи.
В конце XIX века формируется культура модернизма, в которой художественное произведение впервые в истории осознается как автономный объект, который должен не «показывать» реальность общественной жизни или даже иных миров, но прежде всего вносить в мир новый смысл, никогда прежде не существовавший и формирующийся только в этом произведении. Такое отношение к искусству стимулировало развитие воображения – не только у художников – а косвенно повлияло и на работу дизайнеров: материальная среда повседневного существования человека за ХХ век существенно изменилась не только благодаря появлению множества бытовых устройств, но и благодаря многочисленным прорывам в дизайне и архитектуре.
Уже вскоре после появления новой эстетической парадигмы, в первой половине ХХ века искусство оказывается поставленным на службу тоталитарным режимам как мощное средство пропаганды, а массовое искусство превращается в «фабрику грез», которая одновременно воплощает скрытые желания миллионов людей и «форматирует» эти желания. Но параллельно искусство и иные художественные практики становятся и мощнейшим средством сопротивления «промывке мозгов»: писатели, композиторы, режиссеры, художники, исполнители и кураторы изобретали и развивали новые языки, позволявшие анализировать сознание современного человека и дать возможность ему или ей освободиться от диктата пропаганды и клише, распространяемых массмедиа.
Программа нового минора, позволяет изучить, как в культуре ХХ века вырабатывались языки закрепощения и освобождения человеческого сознания – и в какие причудливые гибриды они могли вступать; как развивались новые профессии, связанные с менеджментом искусства, от маршанов до организаторов онлайн-фестивалей, и какую роль они играли в разных странах; как искусство, политика и социальные идеи влияли друг на друга; и, наконец, как меняется и какие новые пути находит искусство в современном мире.
Программа минора состоит из трех блоков (6 кредитов каждый):