• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Российско-польская онлайн школа: особенности и результаты

26–27 ноября 2020 г. состоялась международная онлайн школа «Российско-польская транснациональная история», которая проводилась Факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ и Факультетом исторических наук Университета Николая Коперника в Торуне.

Российско-польская онлайн школа: особенности и результаты

Мария Будревич

Это уже вторая совместная школа двух факультетов: первая – «Российско-польские исторические пересечения и параллели» – прошла в мае 2019 г. в московском кампусе Высшей школы экономики. В конце 2019 г. университеты заключили рамочный договор о сотрудничестве.

С российской стороны организацией встречи занимался Научно-образовательный центр полонистики, реализующий поддержанный фондом «Гуманитарные исследования» ФГН НИУ ВШЭ проект «Восточноевропейские исследования в транснациональной перспективе». С польской стороны в числе участников школы были также представители Факультета наук о политике и безопасности.

Ноябрьская школа продолжила обсуждение многоплановой тематики российско-польских отношений в русле транснациональной истории, что позволяет преодолевать ограничения и издержки национальных исторических нарративов и даже выходить за рамки двустороннего взаимодействия, поскольку в его орбиту был вовлечен широкий круг народов и государств Восточной и Центральной Европы. Транснациональным исследованиям органически присуще объединять специалистов из разных стран, ориентируя на ведение диалога в духе эмпатии, так как без глубокого понимания мотиваций акторов исторического взаимодействия невозможно адекватно реконструировать его механизмы.

Работу школы открыли деканы М.А. Бойцов, С. Рошак и З. Карпус и ее главные организаторы – профессора Т. Кемпа и Л.Е. Горизонтов. Пять сессий двухдневной школы формировались по хронологическому принципу: первая объединила выступления по проблематике XI–XVIII вв., вторая была посвящена эпохе разделенного существования польского народа, на третьей рассматривались сюжеты времен Первой мировой войны, четвертая концентрировалась на советско-польских отношениях 20–40-х гг., пятая занималась периодом после Второй мировой войны. Таким образом, в очередной раз в центре внимания оказался ХХ век.

В программе школы видное место принадлежало докладам по истории культуры и религии, гендерной истории и имагологическому аспекту российско-польских контактов. Часть представленных исследований выполнена в русле военной истории и исторической демографии. Были заслушаны доклады, осветившие вхождение поляков в элиту Российской империи (генералитет, придворные) и сюжеты history from below. Выступавшими вводились в научный оборот архивные материалы, использовались визуальные источники и результаты полевых исследований.

Помимо историков из Школы исторических наук Факультета гуманитарных наук доклады сделали культурологи, обучающиеся на международной магистерской программе «Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом». Со польской стороны участвовали также представители Факультета наук о политике и безопасности. Это обеспечило междисциплинарное расширение исследовательского поля.

Из заявленных в программе 22 докладов был сделан 21. Особенностью данной школы стала высокая – около трети докладов – доля выступлений преподавателей. Результатами своих исследований поделились А.Г. Васильев, Л.Е. Горизонтов, Д.А. Добровольский,  В. Зелецкая-Миколайчик, З. Карпус, З. Куджицкий, Р. Рыбак и А. Смолиньский.

Остальные доклады были сделаны учащимися аспирантуры, магистратуры и бакалавриата. Высшую школу экономики представляли Я.Р. Дзюбинский, М.А. Долгова, А.С. Казанцев, В.С. Комаров, А.А. Коновалова, М. Кульбачевская, П.А. Левина, С.М. Макагон и О.В. Михин. Из партнерского польского университета выступили А. Божеевич, Я. Краснодебский, А. Крышак и Р. Мечковский. Многие докладчики уже не в первый раз принимали участие в подобных российско-польских встречах. Доклады российских и польских участников, известных и начинающих исследователей соседствовали в каждой секции школы. Итоги ее работы подвели Т. Кемпа и Л.Е. Горизонтов.

Проведение школы выявило в рамках транснациональной истории интерес к ряду исследовательских направлений, которые вполне могли бы стать магистральными в будущей совместной работе. Это изучение общих мест памяти, сложносоставных идентичностей этнокультурного пограничья, истории понятий, элит многонациональных государств.

В целом онлайн формат (школа проводилась на платформе ZOOM) не привел к снижению продуктивности работы. В числе слушателей были представители не только университетов-организаторов, но и других высших учебных заведений. Техническую поддержку в процессе подготовки и проведения школы обеспечивала менеджер Научно-образовательного центра полонистики М.В. Будревич.

Рабочими языками служили русский, польский и английский. Новым элементом стало размещение на сайте Научно-образовательного центра полонистики тезисов докладов на английском языке, что позволило уменьшить трудности коммуникации. На двух языках – английском и русском – распространялась программа школы. Кроме того, многие докладчики по рекомендации организаторов подготовили англоязычные презентации. Чтобы дать более полное представление о выступлениях, планируется дополнить уже размещенные на сайте тезисы и сведения о спикерах подготовленными презентациями и текстами докладов. Опыт проведения школы убеждает в необходимости расширения преподавания польского языка в НИУ ВШЭ и русского языка в Университете Николая Коперника.

В ходе работы школы затрагивались вопросы дальнейшего взаимодействия двух университетов в организации научных мероприятий, осуществлении академических обменов и создании совместных образовательных продуктов. Было решено после появления возможности встреч офлайн вернуться к реализации замысла проведения школы в Торуне.