• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Онлайн заседание киносеминара «История польского кино / история в польском кино»

27 мая 2021 г.в рамках киносеминара Научно-образовательного центра полонистики ФГН НИУ ВШЭ «История польского кино / история в польском кино» состоялись просмотр и обсуждение фильма «Пан Твардовский», снятого в 1936 г.

Онлайн заседание киносеминара «История польского кино / история в польском кино»

Состоявшееся 27 мая  2021 г. заседание киносеминара «История польского кино / история в польском кино» было посвящено демонстрации и обсуждению фильма « Пан  Твардовский», снятого в 1936 г. ведущим режиссером межвоенного польского кино Хенриком Шаро. Более ранняя его работа – «Зов моря», уже разбиралась на киносеминаре. «Пан  Твардовский» продолжил показ польских фильмов 1930-х гг. на исторические темы.

Действие картины происходит преимущественно в Кракове середины XVI  в. Ее сюжет  заимствован из легенды о «польском Фаусте» – шляхтиче Твардовском, заключившим договор с дьяволом. Темные силы он, однако, начинает использовать для того, чтобы делать людям добро, и, в конечном счете, спасает себя от ада.  Одна из сюжетных линий фильма – вызов чародеем умершей супруги короля Сигизмунда II Августа, служит продолжением недавно обсуждавшегося на киносеминаре фильма «Барбара Радзивилл».

С вводными комментариями к фильму выступили Л.Е. Горизонтов и А.Г. Васильев. Была показана популярность легенды о Твардовском в польской культурной традиции. Отмечалось, что неоднозначный финал роднит эту легенду с «Мастером и Маргаритой» М.А. Булгакова. 

После просмотра картины исторический комментарий дал Д.А. Добровольский, отметив отражение в «Пане Твардовском» исторических реалий и явные отступления от них (в частности, во фрагменте с московскими послами). П.Б. Миронова (МГУ) прокомментировала фильм с позиций фольклористики, рассказав о тех элементах легенды, которые остались вне поля зрения кинематографистов. Н.Ю. Спутницкая (ВГИК) охарактеризовала влияние на Х. Шаро его наставника В.Э. Мейерхольда и сравнила «Пана Твардовского» с советскими фильмами-сказками, в том числе с точки зрения использования спецэффектов.  

Научно-образовательный центр полонистики проводит киносеминар в рамках проекта «Восточноевропейские исследования в транснациональной перспективе», поддержанного фондом «Гуманитарные исследования» ФГН НИУ «Высшая школа экономики» в 2020 г.