• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Онлайн заседание киносеминара "Польское кино / история в польском кино"

22 апреля 2021 г.в рамках киносеминара Научно-образовательного центра полонистики ФГН НИУ ВШЭ «История польского кино / история в польском кино» состоялись просмотр и обсуждение фильма «Барбара Радзивилл», снятого в 1936 г.

Онлайн заседание киносеминара "Польское кино / история в польском кино"

22 апреля 2021 г. состоялось очередное заседание киносеминара «История польского кино / история в польском кино», посвященное картине «Барбара Радзивилл». Обращение к звуковому кино начато с цикла фильмов 1930-х гг. на исторические темы, в которых представлены разнообразные сюжеты от раннего Нового времени до начала межвоенного двадцатилетия.

Демонстрируемая лента была снята в 1936 г. крупнейшим режиссером польского довоенного кино Юзефом Лейтесом по сценарию поэта-футуриста Анатоля Штерна. Киноповествование о трагической любви короля Сигизмунда II Августа, на котором прервалась мужская линия династии Ягеллонов, и представительницы крупнейшего магнатского рода Великого княжества Литовского Барбары Радзивилл отличает высокая точность реконструкции костюмов середины XVI в., воссозданных по живописным свидетельствам, и передачи атмосферы ренессансного Кракова. В фильме много колоритных старопольских типажей – гордых и эксцентричных шляхтичей.

Фильм отмечен жюри Венецианского кинофестиваля 1937 г. Демонстрировался он и на кинофестивале в Москве, вызвав весьма противоречивые отклики. За несколько дней до начала Второй мировой войны «Барбара Радзивилл» была показана в рамках пробной трансляции польским телевидением, став, таким образом, первым польским телевизионным фильмом.

С историческими и культурологическими комментариями выступили Л.Е. Горизонтов, А.Г. Васильев, Т. Амброзяк и В.О. Васильева. Рассмотрен вопрос о соотношении кинематографической трактовки с известными историческими фактами и реалиями повседневной жизни «золотого века» Польши. Показаны бытование использованного кинематографистами сюжета в польской культуре и его мифологизация. Особое внимание было обращено на неоднозначные в польской традиции фигуры главных героев фильма, в числе которых помимо влюбленной пары выступает также властная королева-мать Бона. Отмечено, что в фильме повествуется о польско-литовских отношениях незадолго до заключения Люблинской унии и проводится мысль о необходимости сильного правителя, характерная для 1930-х годов. Представлена общая характеристика яркого творчества Ю. Лейтеса.

Научно-образовательный центр полонистики проводит киносеминар в рамках проекта «Восточноевропейские исследования в транснациональной перспективе», поддержанного фондом «Гуманитарные исследования» ФГН НИУ «Высшая школа экономики» в 2020 г.