• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

«Образ истории российско-польских отношений в учебниках дореволюционной России»

31 мая 2022 г. Научно-образовательный центр полонистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и Центр украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ провели очередной межуниверситетский учебно-научный онлайн-воркшоп «Polonica»

В рамках воркшопа Станислав Боридченко сделал доклад «Образ истории российско-польских отношений в учебниках дореволюционной России». Докладчик является аспирантом Щецинского университета (Польша) и в настоящее время проходит стажировку в Высшей школе экономики. Сопровождавшийся презентацией доклад на русском языке основывался на близком к завершению диссертационном исследовании.

С. Боридченко представил широкую панораму учебной литературы XVIII – начала XX в., что позволило воссоздать динамику освещения истории российско-польских отношений. Были выделены наиболее важные издания, в частности, учебники Н.Г. Устрялова и Д.И. Иловайского, которые стали вехами в формировании образов Польши и поляков в учебной литературе Российской империи. 

Особое внимание докладчик уделил теоретической рамке и методике своего исследования, выполненного в русле новой имперской истории, имагологии, дискурс-анализа и клиометрии. Было показано, что параллельно со сменой тематических приоритетов в учебниках возрастала частота упоминаний о Польше и поляках, а их образы от нейтральных и позитивных эволюционировали в направлении негатива. Существенная роль в этом процессе принадлежала утвердившимся в российском обществе стереотипам. В двусторонних отношениях российская сторона была представлена сначала монархом, затем в большей степени государством и, наконец, на первый план вышел наделяемый субъектностью народ. 

Содержавший немало ценных наблюдений доклад вызвал живой интерес слушателей. В его обсуждении приняли участие А.Г. Васильев, Л.Е. Горизонтов, М.В. Дмитриев и С.А. Мулина. Докладчик ответил на многочисленные вопросы и получил ряд рекомендаций российских коллег. Речь шла о терминологии источников, в том числе понятиях теории официальной народности, необходимости учитывать наряду с общеисторическим контекстом индивидуальные особенности авторов учебников.

Научно-образовательный центр полонистики проводит воркшоп в рамках проекта «Восточноевропейские исследования в транснациональной перспективе», поддержанного фондом «Гуманитарные исследования» ФГН НИУ «Высшая школа экономики» в 2020–2022 гг.