• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Межуниверситетский учебно-научный онлайн-воркшоп «Europa Orientalis»

8 декабря  2022 г. Научно-образовательный центр полонистики факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ и Центр украинистики и белорусистики исторического факультета МГУ провели очередной межуниверситетский учебно-научный онлайн-воркшоп «Europa Orientalis»

На воркшопе состоялось обсуждение исследовательских проектов аспиранта и двух студентов бакалавриата Высшей школы экономики, изучающих проблематику истории религии и церкви второй половины XVI – XVII в. В фокусе их внимания находятся общественно-религиозные конфликты и культурные трансферы на восточных землях Речи Посполитой, где в раннее Новое время возникла исключительно сложная конфессиональная мозаика.

Свой проект «Религиозные диссиденты в Киевской митрополии во второй половине XVI в.» Иван Непряхин проиллюстрировал несколькими релевантными примерами, связанными с присутствием в украинско-белорусской части Речи Посполитой религиозных вольнодумцев, которые прибыли либо из России (Феодосий Косой и его последователи), либо из Центральной Европы (фигурирующие в полемических текстах «гусы»). Реконструкция и интерпретация их воззрений проводились на основе удачно подобранных источников и критического разбора историографии с использованием компаративного подхода.

В презентации исследовательского проекта Тимофея Миняйло «Иван Вишенский в религиозно-общественных конфликтах в Речи Посполитой на рубеже XVI–XVII в.» были сформулированы ключевые вопросы, касающиеся взглядов этого религиозного деятеля, которого особо занимало духовное образование и противостояние католицизму.  Вишенский, в частности, предлагал исключить преподавание дисциплин, усложняющих усвоение вероучения. Также были поставлены вопросы о его месте среди критиков официальных церквей и понимании им перспектив отношений с польскими властями после провозглашения унии Киевской митрополии и Рима в 1596 г.

Максим Сивков охарактеризовал свой проект «Рецепция сочинений Дионисия Ареопагита в православной культуре Восточной Европы второй половины XVI – XVII вв.». Речь шла о восприятии христианского неоплатонизма, который через византийскую патристическую традицию попадал в восточноевропейскую богословскую среду, становясь своеобразным индикатором религиозной дифференциации православных и западнохристианских  вероучений. Особое внимание в этой связи было обращено на религиозного деятеля Артемия, бежавшего из России в 1550-е гг.

Модерировавший работу воркшопа М.В. Дмитриев – научный руководитель всех выступавших, призвал обращать внимание как на обрядовые, так и на догматические аспекты изучаемых конфессиональных споров, предельно осторожно проводить аналогии между богословами, религиозными течениями и феноменами духовной жизни Восточной и Западной Европы. Все три проекта способствуют решению вопроса о том, когда в восточных землях Речи Посполитой стала складываться конфессиональная и политическая ориентация на Россию – после Брестской унии 1596 г. или до ее заключения.

 На воркшопе выступили А.А. Манохин, Д.А. Добровольский, А.М. Шпирт, М.А. Булахтин и Л.Е. Горизонтов. Были заданы вопросы, даны комментарии и рекомендации. Л.Е. Горизонтов обратил внимание на продуктивность взаимодействия молодых исследователей ввиду пересечений изучаемых ими сюжетов.

Научно-образовательный центр полонистики проводит воркшоп в рамках проекта «Восточноевропейские исследования в транснациональной перспективе», поддержанного фондом «Гуманитарные исследования» ФГН НИУ «Высшая школа экономики» в 2022–2024 гг.