• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Эскадрон» (1992 г.)

30 января 2023 г.  состоялся киносеминар «История польского кино / история в польском кино», посвященный демонстрации и обсуждению фильма «Эскадрон»

«Эскадрон» (1992 г.)

30 января 2023 г.  состоялся киносеминар «История польского кино / история в польском кино», посвященный демонстрации и обсуждению фильма «Эскадрон».

Кинолента режиссера Ю. Махульского, вышедшая в прокат в 1993 г., повествует о событиях польского восстания 1863–1864 гг., ставшего ключевым моментом в истории русско-польских отношений. После громкого успеха в 1980-е гг. комедийных фильмов, действие части которых переносилось в прошлое («Ва-банк», «Дежавю», «Секс-миссия», «Кингсайз»), Махульский неожиданно обратился к жанру исторической кинодрамы. 

«Эскадрон» является экранизацией рассказов С. Рембека (1901–1985), изданных в особом для Польши 1956 году. Вскоре началась подготовка к столетнему юбилею восстания в русле проведения совместной советско-польской политики памяти. Фильм же был приурочен к 130-летию восстания и снимался уже в совершенно иных исторических условиях. 

Рембек – историк по образованию и социалист  по политическим убеждениям, участвовал в войнах 1919–1920 и 1939 гг. и был связан с Армией Крайовой. Учившийся в дореволюционной русской гимназии, после Второй мировой войны он переводил на польский язык Гоголя.

Сюжет фильма развертывается в Царстве Польском, где российские войска борются со скрывающимися в лесах отрядами повстанцев. В образах действующих лиц и подаче материала воспроизводятся многие польские стереотипы, что делает ленту интересным предметом для исторического и культурологического анализа. Вместе с тем не все в «Эскадроне» однозначно.

Л.Е. Горизонтов остановился на персонажах фильма, их соответствии историческим реалиям и месте в польской и русской культурных традициях. Как и в «Пане Тадеуше» А. Мицкевича, у Рембека и Махульского негативно изображаемый поляк на русской службе противопоставлен в целом положительному немолодому русскому офицеру. В «Эскадроне» роль последнего исполняет российский актер Сергей Шакуров, который несколько лет спустя будет играть капитана Рыкова в экранизации «Пана Тадеуша», осуществленной А. Вайдой. Примечательно, что «поляки-ренегаты» изображены с использованием приемов, которые обычно востребованы польской кинематографией для создания отталкивающих образов русских.

В рассказе писателя ХХ века появляется молодой либерально настроенный русский офицер, который осуждает подавление восстания и влюбляется в польскую патриотку. Такой сюжетный ход известен по пьесе в стихах Я.П. Полонского «Разлад» (1864 г.). Однако если прогрессист Полонского осознает свою ошибку, то Рембек оставляет у своего рассказа открытый конец, побуждая задуматься, что ждет симпатичного ему героя в будущем.

 Поляк на русской службе не скрывает своего национального происхождения и декларирует приверженность постепенному улучшению положения соотечественников, что отсылает к политике уступок Петербурга в польском вопросе, проводившейся в 1856–1862 гг. В рассуждениях героев присутствует исполненный эмпатией тезис о двух правдах, носителями которых являются поляки и русские. Однако нюансы в диалогах вытесняются крупными выразительными планами. Утверждается моральное превосходство поляков и демонстрируется имманентная жестокость русских, свобода первых противопоставлена добровольному рабству вторых. В целом это вполне польский, во многих отношениях мифологизированный нарратив одной из тяжелейших исторических травм XIX века.

С комментариями выступили А.Г. Васильев, С.С. Шершнев и В.О. Васильева. Отметив редкое обращение польских кинематографистов к Январскому восстанию, они поставили фильм в контекст польского и мирового кинематографа, рассматривающего проблему амбивалентного восприятия войны. В фильме сторонниками повстанцев показаны евреи и немцы, что призвано создать картину межнациональной солидарности борцов против деспотии. В этом, конечно, также обнаруживается присущая «Эскадрону» тенденциозность. 

Обсуждались различные поведенческие стратегии поляков и русских в ходе вооруженного конфликта. Отмечалась неоднозначная встреча фильма польской и российской зрительскими аудиториями.

Научно-образовательный центр полонистики проводит киносеминар в рамках проекта «Восточноевропейские исследования в транснациональной перспективе», поддержанного фондом «Гуманитарные исследования» ФГН НИУ «Высшая школа экономики» в 2022–2024 гг.