Доклад Натальи Дробот «Отголоски советской идентичности. Визуализация советского наследия в современном искусстве: постсоветская ностальгия и взаимодействие истории, памяти и самосознания»
5 ноября на базе Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии состоится доклад «Отголоски советской идентичности. Визуализация советского наследия в современном искусстве: постсоветская ностальгия и взаимодействие истории, памяти и самосознания»
Доклад «Отголоски советской идентичности. Визуализация советского наследия в современном искусстве: постсоветская ностальгия и взаимодействие истории, памяти и самосознания» посвящен осмыслению феномена постсоветской ностальгии и её визуальных проявлений в современном искусстве. Отправной точкой послужил личный опыт автора, выросшей в Минске в конце советской эпохи, а также собственный архив советских артефактов, ставший основой для художественных экспериментов и аналитических наблюдений.
Цель исследования — выявить скрытые эмоциональные и культурные механизмы, определяющие восприятие советского наследия в современном контексте. В теоретической части доклад опирается на концепцию ностальгии Светланы Бойм, которая различает два типа памяти — восстановительную и рефлексивную, — и на идеи постпамяти (Марианна Хирш), которые объясняют, как переживания и образы прошлого наследуются последующими поколениями.
Художественная часть объединяет различные направления — керамику, скульптуру, фотографию, шелкографию, видео и инсталляцию — и выстраивается вокруг трёх исследовательских тем: ленинские монументы, военное присутствие в повседневной жизни, советские реликвии как носители личной и коллективной памяти. Каждая серия работ раскрывает диалог между утратой и переосмыслением, между эстетическим и политическим прочтением советского символического пространства.
Результаты исследования показывают, что ностальгия по советскому прошлому является не столько стремлением к возвращению, сколько способом критического осмысления утраченной идентичности. Проект формирует визуальную и аналитическую рамку для изучения советского наследия в ситуации перехода и рассматривает искусство в качестве медиатора между историей, памятью и современным культурным самосознанием.
Краткая биография
Наталья Дробот (р. 1984) — художница и доктор аудиовизуальных и изобразительных искусств, родом из Минска, Беларусь (бывшая Белорусская Советская Социалистическая Республика). Она выросла в эпоху Перестройки — времени глубоких социальных перемен и новых устремлений. После того как Наталья прервала обучение в Минском педагогическом университете, она несколько лет путешествовала по Европе и работала au pair в Германии, Нидерландах и Бельгии. В 2008 году она начала художественное образование в Провинциальном университете Лимбурга (ныне — PXL-MAD School of Arts, Хасселт), где получила степени бакалавра и магистра изобразительного искусства.
В 2013 году она начала докторское исследование в Хасселтском университете и PXL-MAD School of Arts, посвящённое репрезентации советского наследия в современном искусстве через призму Ostalgie. Её исследование сочетает теоретическую рефлексию и художественную практику, формируя обширный корпус работ, в которых рассматриваются темы ленинских монументов, влияния милитаризации на повседневную жизнь и советских реликвий как носителей памяти. 5 сентября 2025 года Наталья успешно защитила диссертацию Echoes of Soviet Identity: Visualising Soviet Heritage in Contemporary Art и получила звание доктора аудиовизуальных и изобразительных искусств.
Её художественная практика включает керамику, скульптуру, фотографию, трафаретную печать, видео и инсталляцию, соединяя историю, память и идентичность в едином визуальном пространстве.
Доклад пройдет 5 ноября в 14:00 онлайн по ссылке
