• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся третий семинар НУГ по философии войны

3 марта 2015 г. на заседании НУГ по изучению философии войны с лекцией "Теория общего пространства и развитие концепции "справедливой войны" в произведениях Франсиско де Витории" выступил Александр Владимирович Марей.

Состоялся третий семинар НУГ по философии войны

А. В. Марей сразу же начал с парадоксального заявления об отсутствии у испанского богослова теории справедливой войны, несмотря на использование им понятия bellum justum и оправдания покорения испанцами земель Нового света. Понимание концепции Виториа требует обращения к общему контексту его богословско-философского учения, в частности его учения о власти, государстве и разуме. А.В. Марей предложил рассмотреть две части аргумента Виториа в пользу возможности применения силы. Ключевым значением для философской теории войны Виториа обладает понятие общего пространства, под которым понималось в частности пространство Мирового океана, а также рек.

«Испанский Сократ» предполагает, что индейцы по закону гостеприимства обязаны допускать испанцев в прибрежную полосу, позволять им пользоваться всеми ресурсами и разбивать лагеря. Проблема могла бы возникнуть при обосновании права на покорение регионов, отдалённых от моря и рек, поскольку индейцы, по мысли Виториа, обладают душой и рассудком, а значит, обладают и правом dominium своей землёй. Но Виториа обходит это затруднение при помощи второго своего аргумента – посредством апелляции к духовной власти, которая, в отличие от власти светской, экстерриториальна, а потому распространяется в равной мере на всех христиан, в том числе и на новообращённых индейцев. Защита индейцев-христиан и испанцев-проповедников называется в качестве справедливой причины применения военных средств. Но защита может и не требовать непосредственного применения силы, она в равной степени предполагает и строительство поселений, церквей, крепостей и т.д. Таким образом, Виториа приходит к традиционной экспансионистской риторике, подтверждающей право европейских христиан на ведение активных наступательных действий.

Исследование учения Виториа о войне позволяет сделать двойственный вывод о характере этой теории. С одной стороны, в нём можно увидеть явные черты теории справедливой войны, попытку ограничить ситуации применения силы, в частности вводится запрет на борьбу между христианскими государствами. С другой стороны, в концепции Виториа можно увидеть и попытку обоснования политического курса Испании XVI в.
Б. Н. Кашников

А. В. Марей