• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поиск шпионов в пьесах, эволюция сценических ремарок и забытый Сапогов: очередной семинар НУГ «Digital Literary Studies»

Участники НУГ «Digital Literary Studies» провели очередной научный семинар, на котором участники группы представили и обсудили друг с другом свои текущие исследования. Также в семинаре приняла участие приглашенный исследователь Центра Digital Humanities Ангелика Хехтль из Венского экономического университета.

7 февраля состоялся очередной семинар НУГ «Digital Literary Studies». Участники группы рассказали о своих текущих исследованиях на базе корпуса русской драмы, созданного и пополняемого в рамках НУГ. 

Все исследования и проекты исследований выполняются в русле структуралистского подхода к анализу художественного текста и предполагают сочетание

  • формального масштабируемого анализа всей совокупности произведений
  • качественной филологической интерпретации результатов такого анализа с опорой на экспертизу литературоведов

Так, руководитель НУГ, доцент школы лингвистики Франк Фишер рассказал о начале работы по применению сетевого анализа для содержательной классификации персонажей в драме. Сетевые метрики используются для автоматического выявления некоторых функциональных героев — например, шпионов, всевозможных «центров интриги» и «серых кардиналов» (éminence grise), а также различных посыльных, курьеров и «передатчиков» информации. 

Франк Фишер

Евгения Устинова (Факультет компьютерных наук) также применяет в своем исследовании формальные показатели сетей (графов) персонажей. Предметом её поиска и анализа являются пьесы, отвечающие критериям «малого мира». Ирина Павлова (школа лингвистики) представила план работы, в центре которой — тематическое моделирование пьес.

Ира Павлова

Герман Пальчиков (школа филологии) рассказал о проекте исследования по анализу мужской и женской речи персонажей русской драмы. Даниил Скоринкин и Дарья Максимова (оба — школа лингвистики) показали некоторые параметры эволюции сценических ремарок в драме. В частности, отмечен устойчивый рост их общей длины и количества глаголов действия внутри ремарок. 

Также на семинаре выступила приглашенный исследователь Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ Ангелика Хехтль (Венский экономический университет). Её доклад был посвящен работе В. А. Сапогова «Некоторые характеристики драматургического построения комедии А. Н. Островского “Лес”» (1974).

Статья В. А. Сапогова – один из самых малоизвестных опытов количественного литературоведения (или даже «вычислительной филологии»). Даже в среде филологов, интересующихся количественными методами, о ней слышали немногие. Между тем работа Сапогова предвосхищает многое из того, что было сделано позже «цифровыми литературоведами», — такими, как Франко Моретти.

В. А. Сапогов исследует композицию пьесы А. Н. Островского при помощи нескольких численных параметров:

  • Плотность (явления, действия, пьесы) – доля персонажей, находящихся в данный момент на сцене
  • Степень занятости персонажа  – количество явлений, в которых участвует герой
  • Мобильность персонажа – количество появлений и уходов героя

На семинаре обсуждался план компьютерной реализации метода Сапогова и применения его в масштабных количественных исследованиях драматургии. Ангелика Хехтль рассказала о своей работе по переводу статьи Сапогова на немецкий язык.

Группа «Digital Literary Studies» выражает благодарность Кириллу Юрьевичу Зубкову и Екатерине Владимировне Колеватовой за помощь в получении текста В. А. Сапогова.