• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аннотации тьюториалов

 

Участники Школы на протяжении четырех дней будут работать в группе над конкретным проектом в рамках одного из восьми тьюториалов под руководством его лидера.

1. Борис Орехов (Центр Цифровых Гуманитарных Исследований, НИУ ВШЭ)

"Грамматика мотива"

Количественные исследования литературы обычно опираются на отдельные слова, а традиционное литературоведение занимается структурами более высокого порядка: мотивы, сюжеты, композиция, стиль, смыслы. На нашем тьюториале мы попробуем перейти на новый уровень, понять, какое теоретическое понимание мотива нам лучше всего подходит, научимся писать контекстно-свободные грамматики для автоматического поиска мотивов, а то, что найдём, постараемся проанализировать количественно, не забывая при этом о литературоведческой интерпретируемости полученных результатов.



2. Павел Браславский (Уральский федеральный университет) и Ксения Бурая (Университет ИТМО)

“Моделирование сюжета литературных произведений”

В рамках тьюториала мы рассмотрим несколько подходов к моделированию сюжета литературных произведений: на основе тематического моделирования, анализа тональности, а также с помощью выделения имен персонажей; проведем эксперименты и оценим эти методы.



3. Софья Гаврилова (Центр Цифровых Гуманитарных Исследований, НИУ ВШЭ) и Юлия Корчагина (журналист)

“Электронный атлас депортаций”

В рамках тьюториала мы создадим структуру и непосредственно карты для геоинформационного портала, посвященного депортациям народов сталинского периода, основываясь на архивных данных. Мы найдем оптимальный способ репрезентации данных о депортации народов в сталинское время, а также с помощью методов пространственного анализа выйдем на новые аналитические показатели. Данные предоставлены Международным историко-просветительским, благотворительным и правозащитным обществом «Мемориал».



4. Андрей Володин (кафедра исторической информатики, МГУ имени М.В. Ломоносова)

"Что меняет "цифровой поворот" в практиках исследователей?"

Методологически тема будет основана на работе группы DiMPO (Digital Methods, Practices, Ontologies; группа входит в DARIAH), которая уже два года пытается свести "эффекты цифровизации" в систематический вид.

В рамках тьюториала мы попробуем воплотить в жизнь несколько полезных вещей, которая позволят нам создать некоторую социологическую призму:

- попробовать устроить "мозговой штурм", как изучать "цифровые практики",

- разработать вариант операционализации того, как именно можно понять влияние "цифровой эры" на подбор исследовательской литературы, источников исследования и т.д.

-  перейти к изучению данных анкетирования цифровых гуманитариев в Европе, и отдельно в России.

- в итоге мы получим набор таблицы и графиков, которые попробуем обоснованно интерпретировать.

- посмотреть на то, какие сложности возникают при переходе от анкетирования к интервью и как размечать исследовательские интервью.



5. Олег Собчук и Артем Шеля (Тартуский университет)

“Стилометрия русской прозы”

Может ли компьютер отличить отстраненный реализм Толстого от витиеватого Гоголевского сказа? Как использовать цифровые методы, чтобы узнать, каким образом этот гоголевский сказ повлиял на прозаический стиль Достоевского? Иногда самые, казалось бы, несущественные мелочи, вроде союзов или предлогов оставляют самый красноречивый “отпечаток пальца”: помогают в определении авторства, в поиске литературных “родственников” или в разделении огромного множества романов на жанры. В этом тьюториале мы рассмотрим методы современной цифровой стилометрии и попытаемся применить их на практике. На материале русской прозы XIX и XX веков мы будем строить деревья литературной близости текстов, а также визуализировать эти данные с помощью сетей.



6. Андрей Кутузов (Университет Осло, Language Technology Group), Федор Корандей (ТюмГУ)

“Историческая география в статистике языка”

Как известно, статистический анализ текстов может многое рассказать о пространстве, которое они описывают.  Это верно даже для фантастических миров, например, для толкиеновского Средиземья.

В рамках этого тьюториала мы проследим, как трансформировалось коллективное представление о географии России на протяжении последних 200 лет. Диахроническая дистрибутивная семантика и модели типа word embeddings позволяют сравнить значение и типичные ассоциации слов в текстах разных эпох. Когда Пермь перестала быть "Сибирью" и стала "Уралом"? Что ментально ближе к Москве - Новосибирск или Сыктывкар и какова динамика этих расстояний? Как менялась подсознательная "кластеризация" республик Северного Кавказа в конце XX - начале XXI веков? Как визуализировать эти процессы?

На тьюториале будут показаны существующие подходы к проблеме извлечения семантических сдвигов из текстов. Мы проведем эксперименты для оценки пригодности каждого из них и построим интерактивную диахроническую карту регионов России на основе моделей, обученных на Национальном Корпусе Русского Языка и на больших новостных корпусах.



7. Дмитрий Добровольский (Школа Истории, НИУ ВШЭ, Москва)

“Древнерусские поучения против латинян: от произведения к тексту через HTML”

Одним из отголосков давнего противостояния между западом и востоком христианского мира на Руси стали «поучения против латинян», в которых реальное знание о расхождениях между западной и восточной церквями тесно переплетается со слухами и домыслами, а оригинальные наблюдения смешиваются с заимствованиями у предшественников. В рамках тьюториала мы собираемся привести соображения древнерусских книжников о различиях между двумя ветвями христианства в вид структурированных данных, доступных для историков и филологов, изучающих представления о Западе на Руси с XII в.  Возможности веб-технологий (в частности, формата HTML и языка JavaScript) позволят нам разработать систему разметки и представления материала древнерусских антилатинских поучений в наглядной и машиночитаемой форме.



8. Philip Gleissner (Princeton University, Slavic Languages and Literatures Department)

“Digital Approaches to the Study of Thick Journals under Late Socialism”

The thick journals of the 1960s and 1970s are commonly associated with canonical authors and editors – Novyi mir with Tvardovskii and Solzhenitsyn, Iunost’ with Kataev, Polevoi and Aksenov and so forth. This workshop approaches periodicals on a different scale – as a phenomenon involving dozens of editors and thousands of authors. Although these actors provided the majority of contributions to these journals, they often don’t find consideration in common narratives of literary and cultural history.

In this tutorial, we will explore digital methods for the study of periodicals as socially constructed sites of cultural production, informed by theoretical frameworks such as Eikhenbaum’s literaturnyi byt, Bourdieu’s theory of the field and Latour’s Actor-network Theory. From this angle, the tutorial attempts to develop a digital methodology to analyze late socialist every-day cultural practice that can transcend canonical narratives.

The dataset is provided by the digital humanities project Soviet Journals Reconnected at Princeton University. It is based on an index of all contributions to the six central Moscow-based periodicals: Iunost’, Novyi mir, Molodaia gvardiia, Znamia, Oktiabr’ and Nash sovremennik. Besides complete bibliographical information, the dataset also captures tangential data on editors, print runs and page counts between 1958 and 1972. Based on participants’ interests, the tutorial can cover network analysis (using Cytoscape and Gephi), tools and theories for the visualization of quantitative data (e.g. RAWGraphs) and other experimental approaches to the quantitative evaluation of genres and topics.

The tutorial will be held in English and Russian.