• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Максим Кронгауз: «Если смайлики многое дали для нашей коммуникации, то пока не ясно, что дадут нам эмодзи, конечно, кроме украшения текста»

Заведующий Лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик дал комментарий журналу «Огонёк»

Журнал «Огонёк» опубликовал статью, посвящённую 35-летию смайлика, где описывается история и развитие смайликов и эмодзи. Этот аспект нашей жизни подробно прокомментировали культуролог Оксана Мороз и лингвист Максим Кронгауз; также своими соображениями поделились психолог Владимир Спиридонов и лингвисты Наталья Клушина и Иосиф Стернин.

Максим Кронгауз, заведующий Лабораторией лингвистической конфликтологии НИУ ВШЭ:

«Формально мы сегодня действительно стали гораздо больше общаться письменно: письменная речь теснит устную. Ну, например, появилась вполне устойчивая этикетная норма: прежде чем позвонить незнакомому человеку, его лучше уведомить письменно — отправить СМС или e-mail. Раньше такое трудно было себе представить. По сути, из-за общения в соцсетях, мессенджерах произошло перераспределение времени, которое мы тратим на устную и на письменную речь.

Однако не менее важно и то, что сама письменная речь изменилась. То, как мы общаемся в интернете,— новая форма, которую можно условно назвать письменно-устной. С формальной точки зрения она письменная, мы что-то пишем и это читаем, но структурно — это, конечно, устная речь.

Пока происходил этот переход, стало очевидно, что традиционная письменная речь, пригодная для хранения и передачи информации, не очень приспособлена для живого общения в интернете. Ей не хватает интонации, мимики, жестов и компенсируется это прежде всего смайликами, которые к тому же универсальны. То есть более или менее одни и те же наборы смайликов обслуживают разные языки: благодаря им эмоциональную составляющую текста можно понять, даже не понимая его смысла. Смайлики — компенсация сухости письменной речи, когда нет смягчающей интонации, нет взгляда. Кажется, что шутка теряет смысл, если каждый раз ставить улыбающийся смайлик, и все же он важен, потому что смягчает высказывание.

Пока что совершенно непонятно, что будет с эмодзи. Они соответствуют даже не слову, а какой-то идее, то есть мы в определенном смысле вернулись в дописьменную эпоху. Если смайлики многое дали для нашей коммуникации, то пока не ясно, что дадут нам эмодзи, конечно, кроме украшения текста. Как не ясно, этот феномен является свидетельством глобальных изменений или лишь временной игрой. Сложилась уникальная ситуация: мы сегодня очень зависим от разработчиков, предлагающих тот или иной инструментарий. Помните, некогда в блогах было популярно зачеркивание фраз или слов? В соцсетях воспользоваться этим инструментом сложнее, и от него практически отказались. Или прямо противоположный пример: Facebook, который недавно дополнил "лайки" другими реакциями. То есть это управляемый процесс, поэтому трудно предсказать, что придет в голову разработчикам и куда их занесет коммерческая выгода. Одно очевидно: впервые на развитие коммуникаций так активно может влиять группа людей и программы, которые они создают».