Фольклорная экспедиция в Тюменскую область (11–27 июля 2023)
В рамках программы НИУ ВШЭ «Открываем Россию заново» состоялась экспедиция «Этнокультурные традиции и историческая память в анклаве. Фольклорная экспедиция к белорусам Сибири».
Студенты Факультета гуманитарных наук посетили села Ермаки, Осиновку и Еловку Тюменской области, которые были основаны в 1897 г. самоходами – переселенцами из Могилевской губернии. Нынешние жители Ермаков, Осиновки и Еловки позиционируют себя как белорусов и сохранили самоназвание самоходы противопоставляя таким образом себя старожильческому населению Сибири – челдонам – и вятским – переселенцам из Вятской губернии.
На протяжении двух недель участники экспедиции исследовали обычаи и культуру сельского населения, наблюдали за бытом «самоходов», фиксировали особенности местных верований. По итогам экспедиции опрошено более 90 человек, записано 94 часа интервью.
Одно из самых знаковых событий года для местных жителей – это народно-религиозный обряд Свеча, известный в разных регионах Беларуси – ежегодное перенесение иконы или специальной свечи из дома в дом, сопровождаемое торжественными богослужением и трапезой. В с. Осиновка ритуальный предмет Свеча – это икона Воскресения Христова, украшенная особым образом. Участники экспедиции посетили дом, в котором Свеча находится в настоящее время. Ежегодно Свечу, сосуд с зерном, располагаемый обычно дома рядом с иконой и фотографию жительницы, которая уберегла икону в тридцатые года XX в., переносят между домами села. С шестого по седьмое января в Осиновку приезжает множество людей не только с окрестных сёл и деревень, но и из дальних городов. Все они стремятся лично поучаствовать в обряде и встать на колени на сене, которым предварительно устилается путь от дома, провожающего икону, к дому, эту икону принимающему, с тем чтобы икону пронесли над коленопреклоненными. Приезжающие люди верят, что если икону пронесли над их головами, и если потом они взяли себе клочок того самого сена, то все молитвы исполнятся, а дому это принесёт благополучие. Любой человек после перенесения иконы может потом приходить к ней, и ему, как в церкви, будет обеспечены тишина и время, необходимые для молитвы.
Практически каждый из интервьюируемых сам начинал рассказывать про этот обряд, с той или иной стороны освещая стороны его проведения. Участники экспедиции не только получили представление о структуре обряда в настоящее время, но и узнали о его динамике. Так, по-видимому, совсем недавно вместе с иконой стали переносить и фотографию человека, сохранившего икону в опасные для церкви времена. Свеча становится также темой споров между жителями окрестных сёл. Некоторые жители считают, что перенесение Свечи превратилось в показное действо и что икону пора отдать в недавно открытую в с. Ермаки церковь, а некоторые сетуют на то, что всё меньше и меньше людей хочет принимать икону и что молодые жители села не хотят создавать себе лишних хлопот. Так, обряд предстал перед участниками экспедиции как сложное явление, адаптирующееся к современным реалиям через противоречия взглядов и мнений.
Село Еловка - раньше большое, а теперь вымирающее - находится в нескольких километрах от Ермаков. Жителей там совсем немного, все они из самоходов. Среди жителей этого региона село воспринимается как удаленное и обособленное. Возможно, поэтому оно считается особенным пространством. Именно в Еловке лучше всего сохранился “самоходский говор”, а местные жители охотно воспроизводят мифологические нарративы, связанные с конкретными местами в селе.
Одно из таких мест – это мостик через уже заросшую речку на входе в Еловку. Этот мост (сейчас на его месте труба, так что, идучи по дороге, не замечаешь, как переходишь речку) находился вблизи леса. Жители Еловки так и называют это место “у мостика” и рассказывают, что там сдавалось – прохожим показывались кабан, колесо, человек, заяц. Это место считают проклятым – по одной из версий, там человека насмерть сбила машина, и сдаваться начало после этого. Второе объяснение – рядом, на краю деревни, жил колдун Трух, о котором рассказывает каждый житель Еловки. Интересно, что на мостике перестало сдаваться после того, как его заменили трубой и ландшафт сменился.
С фигурой колдуна Труха связан еще один комплекс мифологических нарративов, закрепленных за Еловкой: его боялись, после смерти он вылезал из могилы, обращался в кота, пока в его могилу не вбили осиновый кол. Вообще, именно Еловка стала основным источником быличек о ходячих покойниках и чертях.
В 1937 году в Ермаках был закрыт, переоборудован под клуб, а затем разрушен храм св. Николая. В 2014 году в селе снова появилась церковь — её открыли в небольшом здании бывшего магазина, освятили также в честь св. Николая. Церковную утварь привозили из районного центра, а купол проделал дальний путь из Москвы. В церкви хранится несколько икон из старого храма — жители села спасали их от уничтожения большевиками и прятали в домах, теперь потомки передали хранившиеся в семьях иконы в новую церковь. В том числе на алтарной преграде висит сильно повреждённая икона Иисуса Христа — на лике Спасителя выцарапаны глаза. Об этой иконе, рассказывая историю разрушения старого храма, вспоминали многие информанты. Не обошлось и без классических нарративов о несчастливых судьбах, сложившихся у уничтожавших церковь и глумившихся над святынями.
Сейчас в Ермаки редко приезжает священник. Тем не менее, небольшая религиозная община собирается каждое воскресенье, чтобы провести богослужение мирским чином. Глава ермаковской общины специально училась читать по-церковнославянски, изучала Священное Писание — в этом ей помогал священник и бывшая жительница села, инициировавшая открытие храма. После богослужения прихожане обязательно проводят совместную трапезу, во время которой поют духовные стихи. Исследователям удалось дважды посетить богослужение в ермаковской церкви. Прихожане радушно приняли студентов, подробно рассказали об открытии и жизни храма, показали старые иконы и рассказали истории их спасения.
С. Ермаки ведет активную культурную жизнь благодаря усилиям сотрудников Дома культуры. Они организуют тематические праздники, например, Масленицу и Купалу, а также проводят экскурсии в музее, находящемся в том же здании. В маленьком помещении музея находятся домотканые рушники, ткацкий станок, различные предметы быта, от рубелей до лагунов. В музее также хранится копия иконы Свеча, которую переносят в с. Осиновка на Рождество, дореволюционные деньги, советская одежда, вырезки из газет об известных односельчанах. В музее есть отдельный стенд с материалами на белорусском языке, так как жители с. Ермаки чтят этническую идентичность и культуру своих предков, переселенцев из Беларуси. Здесь же можно найти рукописные записи самоходских песен и частушек, а также тетради с мемуарами. Все предметы-экспонаты музея – дар местных жителей
Работа экспедиции не осталась без внимания СМИ: на телеканале Вик.Star вышел репортаж о проходящей экспедиции. Руководитель проекта А.Б. Мороз рассказал о методах работы студентов и особенностях местной традиции (https://tyumedia.ru/276876.html). Деятельность собирателей также освещалась в официальных медиа Дома Культуры с. Ермаки.
В свободное от интервью время исследователи посетили концерт местного фольклорного ансамбля «Россияночка», исполняющего в основном песни предков-белорусов. В текстах отражается специфика «самоходского» говора, что также представляет ценность для собирателей.
Поездка в с. Ермаки продолжила начатую в 2021 году серию экспедиций в места проживания потомков белорусов. В будущем планируется продолжение проекта в Тюменской области.