• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Быть субъектом в Академии: как прошел Зимний лекторий ЛИФШ

Уже традиционно Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» и Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам в начале января провела зимний интенсив. Слушателями лекций и участниками дискуссий стали более восьмидесяти школьников из разных регионов России.

В этот раз интенсив проходил в онлайн формате и был посвящен теме субъекта и субъектности в гуманитарных науках. Затрагиваемые вопросы были самыми разнообразными: от детской литературы до средневековой Скандинавии, от цифровой этнографии до Советского Союза. Всего во время интенсива было проведено одиннадцать лекций, спикерами на которых выступили как преподаватели школы, так и приглашенные эксперты: Е. В. Казарцев открыл лекторий рассказом о Ломоносове, а Г. А. Орлова прочитала материал о советской субъектности в «‎Спутнике пионера». 

Как отмечает директор школы М. Г. Павловец, основная особенность ЛИФШ – это постоянное взаимодействие старшеклассников и преподавателей в процессе обучения, причем учатся, узнают новое здесь сразу все.

Михаил Павловец, директор ЛИФШ

Для меня ключевое слово в названии ЛИФШ – школа: мы ее воспринимаем как школу для продвинутых школьников, олимпиадников и медалистов, идущих в гуманитаристику. Но не меньше это школа для молодых преподавателей и педагогов - как тех, кто ведет ту или иную дисциплину, так и тех, кто организует быт и досуг участников (вожатые, кураторы). Ответственность перед детством - высочайшая из всех в современной цивилизации, и этой ответственности учатся мои молодые коллеги: ответственности за слово, которое они произносят на занятии,  за здоровье - как физическое, так и психическое – и собственное, и своих подопечных. Ну и ответственности за атмосферу, которая должна поддерживаться в коллективах такого градуса интеллектуального и духовного напряжения. ЛИФШ – очень хрупкая социальная структура, но это хрупкость микропроцессора, решающего задачи повышенной сложности. Работать тут очень непросто, но это благая непростота, которую не всякий вуз может себе позволить. Я рад, что Вышка – может.

К команде организаторов школы в качестве кураторов во время Зимнего лектория присоединились ее выпускники, сейчас обучающиеся на первых курсах разных образовательных программ в НИУ ВШЭ. Вот как они рассказывают о том, что такое для них ЛИФШ и какую роль она сыграла в их жизни.

Злата Эртман, ОП «‎Филология», Санкт-Петербург

Еще когда я ездила на ЛИФШ до университета, мне хотелось узнать, как работает школа изнутри, поучаствовать в ее создании со стороны организатора, поэтому когда такой шанс представился, я была очень рада! Пусть и дистанционная, но возможность курировать и лекции, и вечернее мероприятие, и дать совет участникам, если это было нужно, для меня бесценна; а помочь младшим коллегам максимально комфортно и интересно провести время ЛИФШ кажется еще более важным, когда понимаешь, что в годы твоего участия другие кураторы делали все, чтобы было комфортно тебе!

Иван Ронин, ОП «‎Философия», Москва

Кураторство на Зимнем онлайн лектории дало мне возможность взглянуть на организацию школы с другой стороны. До этого я несколько раз был участником ЛИФШ. Процесс кураторства на самом деле оказался не менее увлекательным, чем само участие. Я смог помочь в работе лектория и поделился личным опытом поступления в университет с «‎младшими коллегами».

Оскар Глотов, ОП «‎Филология», Москва

До ЛИФШ я понятия не имел, что филологи вообще существуют. А через год ЛИФШ стал причиной, по которой я пошел учиться на филолога и не хочу отчислиться из университета, потому что попал не на свою специальность.

Также своими впечатлениями поделились участники Зимнего лектория.

Александра Дудкина, 11 класс, планирует поступать на историю

Мне очень понравился формат лектория! Практически всё, что было рассказано на лекциях, было для меня новым, поэтому было особенно интересно слушать. Думаю, что в какой-то степени лекторий повлиял на меня, потому что лекции, совпадающие с моей сферой интересов, окончательно убедили меня в том, что это те самые темы, которые мне бы хотелось изучать в будущем.

Диана Султанова, 10 класс, планирует поступать на филологию

Несмотря на заочный формат, было очень комфортно и информативно. Лекторы, кураторы и младшие коллеги создавали максимально благоприятную среду для открытого диалога, а это очень ценно! Абсолютно все пары отпечатались в памяти, подвели к тому, чтобы рассуждать о тех вещах, о которых даже не думал раньше или думал, но очень мало. Проанализировав всё после лектория, я нашла больше источников, например, по номадической субъективности, перечитала Гуревича, «Круг земной» и многое другое. Наверное, зимний лекторий повлиял на меня ещё до его начала, потому что я его очень ждала. Он начинался в день регионального этапа ВСОШ по искусству, что было очень кстати, поскольку отвлечься от олимпиад и в то же время не сильно уходить от академической среды было необходимо. Лекторий переключил меня от мыслей о возможном проигрыше к прекрасным людям и субъектности.

Лея Шугалей, 10 класс, планирует поступать на филологию

Зимний лекторий прошел необыкновенно! Очень далекие друг от друга темы лекций объединяло наличие фокуса на субъектности. Мне кажется, такое большое разнообразие тем, объединенное единой направленностью, дает возможность слушателю собрать в голове пазл о субъекте в разные времена и его роли. Хоть лекторий и прошел онлайн, было безумно приятно видеть знакомые лица младших и старших коллег! Я получила много новых знаний, намного лучше поняла понятие субъектности и в целом очень приятно провела выходные.