Подошел к концу четвертый сезон Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами»
В Суперфинале, проводившемся с 25 по 29 февраля, приняли участие более трехсот школьников из разных регионов России. 32 из них были названы победителями, 46 – призерами. Именно они являются лучшими из лучших, ведь всего в различных этапах четвертого сезона Чемпионата приняло участие более двадцати тысяч школьников.
Суперфинал Чемпионата «Своими словами» состоял из двух этапов: командного и индивидуального. Однако в этом году организаторы приняли решение сделать несколько нововведений: если в прошлом сезоне собранные случайным образом команды в течение практически двух дней готовили и презентовали один проект, то теперь они должны были представить целых три в более короткий срок, причем состав команды для каждого из проектов постоянно менялся. Как отмечает Екатерина Асонова, старший научный сотрудник Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам, сделано это было для того, чтобы сместить акцент командного тура с презентации продуманного продукта на общую работу, сотрудничество между участниками.
В первой игре участники создавали макет музейной экспозиции на социальную тему, используя подручные средства. Во второй части командного тура необходимо было «поиграть» с сюжетом известного произведения: внести несколько изменений, а затем продумать, как это отразится на описанном в произведении мире и характере персонажей. Третья игра была посвящена обсуждению документального фильма и созданию «скульптуры» по его мотивам. В каждой из трех частей командного тура участники получали опыт коллективного создания высказывания, представляемого в разных форматах. Однако жюри в первую очередь оценивало именно работу команд, их взаимопонимание и сплоченность, но не результат.
Как кажется, в этом году Суперфинал был для многих участников про выход из зоны комфорта: очень мало времени, огромная установка на работу в команде, не связанные напрямую ни с одной сферой знаний задания. Действительно, ни для одной из частей командного тура явно не требовалось никаких специальных знаний, навыков, компетенций, профессионализма.
Как отмечает Мария Севостьянова, стажер-исследователь Проектной лаборатории, оценивание работы участников во время командного тура было весьма непростой задачей для членов жюри.
Оценивание результатов командного тура — один из наиболее интересных процессов Суперфинала, так как по крайней мере на первой игре участники не подозревали, что баллы жюри выставляет за процесс, а не за результат. Наблюдать за людьми, которые только познакомились, но уже готовы создавать что-то вместе — радостно и приятно. Сориентироваться среди 7-10 команд, активно обсуждающих проект в одном зале, было не всегда просто, однако все выставленные баллы были заслуженными.
Третий день Суперфинала был посвящен прохождению задания индивидуального тура. От участников требовалось написать сочинение-рефлексию, поразмышлять о собственном пути на «Своими словами» и ощущениях от работы в команде.
Индивидуальный тур – это квинтэссенция всего Чемпионата сочинений: победители финала, получив опыт командной работы, пишут еще одно сочинение – рефлексию, в котором в неожиданной, можно сказать – игровой форме, каждый год – разной, пытаются осмыслить весь свой опыт участия в Чемпионате, в том числе и опыт командного взаимодействия. Тот, кто в состоянии подняться над своими эмоциями (и позитивными, и, возможно, негативными) и проанализировать, чему он научился, какие ошибки совершал на этом пути, что, может быть, сделал бы иначе – у того наибольший шанс выйти в абсолютные победители Чемпионата. Тем более что командный тур в этом году дает всего 15% от общего числа баллов за Суперфинал – но вот удельный вес полученного опыта вполне потянет на 85%.