Мини-университет для старшеклассников: как прошла IX Летняя историко-филологическая школа
На базе учебного центра «Вороново» при поддержке Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» с 15 по 23 августа прошла уже девятая Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. В ней приняли участие 99 старшеклассников из разных регионов России, многие из которых собираются поступать на различные образовательные программы ВШЭ.
Организаторы и преподаватели ЛИФШ на протяжении практически десяти лет каждое лето создают «мини-Академию» для школьников, стараются познакомить их с современной наукой, междисциплинарным подходом к гуманитарному знанию, сделать более плавным переход от школьного образования к университетскому. Это видно и в самой структуре школы: старшеклассники самостоятельно создают свой академический «трек», выбирая интересующие их семинарские курсы из широкого и разнообразного списка. Как отмечает Маша Орловская, заместитель директора Школы, именно это отличает ЛИФШ от привычных образовательных выездных смен.
Если говорить о личной перспективе, отличной от перспективы команды, то для меня ЛИФШ – это такая глобальная попытка ответить на вопрос о том, что лично мне хотелось бы, чтобы существовало в мои 14-15 лет, что могло бы тогда улучшить мое мнение о себе, дать возможность увидеть какие-то перспективы, сделать чуть более призрачной границу между статусами школьника и студента. Будто бы тогда существовало некоторое общие мнение в среде школьников о том, что существуют «правильные» и «неправильные» интересы, а о перспективе исследовать не самый конвенциональный материал (например, жанровые тексты, медиа, онлайн-дискурс, современную литературу) мы не то, чтобы слышали в принципе. Я, безусловно, проецирую опыт человека, учившегося в довольно средней и не «олимпиадной» школе, и было это десять лет назад, но, тем не менее, такой подход мне казался всегда наиболее честным.
Как и любой крупный проект, ЛИФШ не существует сама по себе – она создается совместными усилиями дружной команды. Об организации рассказывают директор Школы Михаил Павловец и проджект-менеджер Мария Севостьянова.
В этом году Летняя историко-филологическая школа подтвердила свой статус школы не только для старшеклассников, но и для тех, кто организовывал для них эту школу: занимался бюджетом и логистикой, выстраивал курсы и вел семинары. Были ли ошибки и «косяки»? Были, конечно, но современная школа строится не на отсутствии ошибок и «косяков», а на умении вовремя реагировать на них, исправлять и исправляться. Лично для меня знаком успешности стала атмосфера на ЛИФШе: все относились друг к другу с заботливой предупредительностью, сообща решали возникающие проблемы и радовались частным успехам как общим. Судя по общению с «выпускниками» школы, эту атмосферу они увозят с собой – по своим регионам, что считаю не менее важным их приобретением, чем тот дух научного поиска и творчества, ради которого, собственно, и собираются на ЛИФШ ее энтузиасты.
Думаю, ЛИФШ – это совершенно особенное место, в котором мы стараемся сохранить тонкий баланс свободы и безопасности. Так как схемы такого сохранения наработаны годами, с ним проблем не было – все организаторы представляют себе, как изнутри работает ЛИФШ. Все сложности поджидали нас на этапе подготовки: для меня опыт именно организации быта, проживания, питания, транспортировки склада и далее по списку был первым. Благодаря помощи коллег справились и с этим!
Каждый год ЛИФШ стремится предоставить старшеклассникам широкий выбор курсов, охватывающих наиболее занимательные сферы гуманитарного знания. Этот год не стал исключением. На Школе проводились семинары, посвященные и весьма классической филологии, и демонстрирующие современные компьютерные подходы к текстам, и более лингвистические курсы, ориентированные на изучение древних языков, и занятия на стыке истории, антропологии, социологии, культурологии.
На ЛИФШ в этом году я вела курс совместно с Александром Шотиным, и мы подобрали материал, хорошо известный многим с детства: советские мультфильмы, детские книжки и популярные мифы, – но вели дискуссии мы о нем с участниками со взрослой исследовательской позиции. Наш курс вышел большим и по количеству участников, и по насыщенному материалу, и, конечно, это было не так просто, но мы постарались найти баланс. Я всегда очень рада вести пары на ЛИФШ, потому что там мы знакомимся с очень разными, но начитанными, искренними и веселыми старшеклассниками. Кстати, как бы парадоксально ни звучало при всем преподавательском флере моего текста сейчас, больше всего мне запомнилось как раз наше не вполне серьезное обсуждение культурных героев и прослушивание «Песенки друзей». Мне кажется, что во многом наш курс «удался» и благодаря участникам тоже – без их включенности в обсуждение, осмысленности и в то же время непосредственности, пары вышли бы немного иными.
Как исследовательнице детской литературы, мне было приятно увидеть «кидкор» как неофициальную эстетику ЛИФШ-2024 – что проявлялось и в дизайне, и в тематике учебных и развлекательных мероприятий. На мой взгляд, исследованиям детства стоит уделять больше внимания, чтобы узнать больше о субъектности детей как социальной группы. Мой семинарский курс был посвящен девичеству – феномену, находящемуся на стыке детского и женского. Одной из главных задач, которые я как преподавательница поставила перед собой, было обсуждение, как гуманитарные науки могут помочь девочкам в реальной жизни. Поэтому я старалась описать как можно больше контекстов, включая неевропейские, и давать больше творческих заданий. Спасибо каждой из участниц за интерес, дискуссию и творчество – вы научили меня многому!
ЛИФШ – пространство академической свободы и экспериментов. Во время смены можно поделиться своими научными интересами, обсудить неочевидные вопросы. Это помогает профессионально расти и преподавателю, и участникам семинара. Мой курс был посвящен memory studies и public history – направлениям, которые с каждым годом становятся все популярней. Целью семинаров было в первую очередь дать ребятам понимание методологического аппарата, основные понятия и закрепить все это на разных кейсах из истории и нашей повседневности. Основная сложность заключалась в том, что предметное поле курса достаточно большое и приходилось выбирать, на чем сфокусировать внимание участников, чтобы это было более продуктивно для общего понимания. Очень украсило курс то, что в нем приняли участие не только историки и филологи, но и будущие международники, политологи и культурологи. На мой взгляд, только в междисциплинарной оптике и можно разбирать данные исследовательские поля. Мне кажется забавным и интересным то, что благодаря кейсам мы постоянно меняли контекст разговора – мы проанализировали и серьезные академические тексты, и ностальгические видео из интернета (никто никогда не вернет 2007 год!).
Помимо академической жизни, ЛИФШ предложил старшеклассникам множество развлекательных мероприятий: спортивные игры, чемпионат по «Шляпе», ставший традицией «Литературный маскарад», гитарники. Такими активностями занимались кураторы, многие из которых когда-то уже приезжали на Школу в качестве участников.
Мне кажется, главное отличие ЛИФШ от других подобных выездных школ – это добровольность внеучебных мероприятий. Наша задача – создать максимально комфортную среду для участников, в которой у них будет время отдохнуть после занятий, восстановить силы, а типично «вожатские» мероприятия вроде квестов, игр и тематических вечеров они могут посещать по желанию, чтобы познакомиться с кем-то или провести время с друзьями. Для меня лично работа на ЛИФШ – большое удовольствие. Мне очень приятно помогать младшим коллегам в течение школы с разными вопросами, иногда бытовыми, иногда личными. Чувствуешь себя нужным человеком на площадке, это всегда приятно. Больше всего мне запомнились гитарники – в этом году они получились особенно веселыми. Один раз мы вышли играть на улице вечером и ходили вокруг здания под музыку, было очень весело. Проблем в этом году не было никаких – подобралась какая-то чудесная команда, как со стороны организаторов, так и среди участников. Все друг друга поддерживали, все друг другу помогали, в общем, очень хорошо!
После двух лет в качестве участника, работа в роли куратора на ЛИФШ была чем-то новым и совершенно освежающим! Мне кажется, ЛИФШ очень выделяется тем, что погружает участников целиком в академическую среду, и это проявляется не только в виде большого количества пар – например, вся коммуникация даже с кураторами осуществляется на Вы. Мне, как кураторке, было невероятно классно погрузиться в организаторскую часть ЛИФШ и пообщаться с младшими коллегами – кажется, мне попались совершенно замечательные люди, каждый из которых по-своему прекрасен и, уверена, добьется успехов в сфере своих интересов. Было очень здорово беседовать с коллегами, отвечать на их вопросы, поддерживать их, а также устраивать для них мероприятия! Мне кажется, ЛИФШ – классный опыт и для участников, и для команды организаторов.
На ЛИФШ, будучи еще участником, я впервые увидел, как можно сочетать академическое (само)уважение с максимально бережным и внимательным отношением друг к другу. В этом году мне выпало участвовать в создании этих отношений. В отличие от других школ, на ЛИФШ принято брать в кураторы молодых студентов, возможно, еще вчера бывших ее участниками, но, благодаря этому, прекрасно понимающих язык и потребности своих младших коллег (будь то организация поэтического вечера по желанию участников, или перевод их ощущений в конструктивный фидбек для преподавателей). Коллеги – вообще очень важное слово для ЛИФШ – это про взаимное уважение, несмотря на ваш возраст и бэкграунд, про возможность прикоснуться к университетской жизни до ее начала.
Впрочем, инициаторами некоторых внеучебных мероприятий становились и сами участники – так, практически каждый вечер проводились исторические танцы. ЛИФШ не получилась бы такой без невероятного интереса ее главных героев – старшеклассников. Некоторые из них спешат поделиться своими впечатлениями!
ЛИФШ для меня – самое комфортное место, существующее в гуманитарной среде. Здесь я вспоминаю про уникальность и многогранность филологии, которую невозможно уместить в жесткие рамки экзаменов и олимпиад. Школа помогает расширить кругозор, углубиться в изучение межкультурных дисциплин, показывает, что сфера академических интересов может быть узкой, малоизученной, но не менее интересной и ценной для гуманитарного сообщества. Во многом ЛИФШ – это не только про постоянную учебу, а еще и про замечательных людей, готовых поддержать в любой момент, разделить твои взгляды, жизненные ориентиры и цели.
На ЛИФШ я приехала во второй раз. С каждым новым приездом это место становится для меня все более родным и близким. На летней школе никогда не получится заскучать. Здесь постоянно царит дружеская атмосфера среди участников. Преподаватели и кураторы тоже готовы к диалогу с участниками. В этом году я очень часто ходила на неучебные вечерние мероприятия, и эти события открыли знакомый мне ЛИФШ с другой стороны. Конечно этот ЛИФШ-24 был в основном про безумно интересную учебу, но общение и комфортная атмосфера сделали ту неделю еще лучше!
ЛИФШ стал для меня воплощением Касталии из «Игры в бисер» Гессе! Диалог участников и преподавателей не прекращался ни на минуту, а общая дискуссия только сплотила нас, показала, что мы увлечены одним делом – наукой! Так, одним из главных событий стала конференция, на которой многие из нас впервые выступали с докладом. Мне было важно понимать и видеть, что нас действительно слышали, давали стать участниками настоящей академической среды!
За годы участия это место совсем перестало восприниматься как «место». Для меня ЛИФШ выходит за рамки семинарских курсов, лекций, и более – за границы «Вороново» и времени. Мой круг общения во многом состоит из людей, с которыми мы однажды встретились как коллеги на Школе, я наткнулась на большее количество интересной литературы и прочих источников, где-то расширила, а где-то конкретизировала свои исследовательские интересы. В целом, мое понимание гуманитарного знания сильно изменилось, за что я невероятно благодарна и так сильно люблю ЛИФШ!
За фотографии ЛИФШ благодарит Полину Чуприкову, за дизайн – Настю Хохрякову и Екатерину Безбах!