• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мини-университет для старшеклассников: как прошла IX Летняя историко-филологическая школа

На базе учебного центра «‎Вороново»‎ при поддержке Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами» с 15 по 23 августа прошла уже девятая Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. В ней приняли участие 99 старшеклассников из разных регионов России, многие из которых собираются поступать на различные образовательные программы ВШЭ.

Организаторы и преподаватели ЛИФШ на протяжении практически десяти лет каждое лето создают «мини-Академию» для школьников, стараются познакомить их с современной наукой, междисциплинарным подходом к гуманитарному знанию, сделать более плавным переход от школьного образования к университетскому. Это видно и в самой структуре школы: старшеклассники самостоятельно создают свой академический «трек», выбирая интересующие их семинарские курсы из широкого и разнообразного списка. Как отмечает Маша Орловская, заместитель директора Школы, именно это отличает ЛИФШ от привычных образовательных выездных смен. 

Маша Орловская, заместитель директора

Если говорить о личной перспективе, отличной от перспективы команды, то для меня ЛИФШ – это такая глобальная попытка ответить на вопрос о том, что лично мне хотелось бы, чтобы существовало в мои 14-15 лет, что могло бы тогда улучшить мое мнение о себе, дать возможность увидеть какие-то перспективы, сделать чуть более призрачной границу между статусами школьника и студента. Будто бы тогда существовало некоторое общие мнение в среде школьников о том, что существуют «правильные» и «неправильные» интересы, а о перспективе исследовать не самый конвенциональный материал (например, жанровые тексты, медиа, онлайн-дискурс, современную литературу) мы не то, чтобы слышали в принципе. Я, безусловно, проецирую опыт человека, учившегося в довольно средней и не «олимпиадной» школе, и было это десять лет назад, но, тем не менее, такой подход мне казался всегда наиболее честным.

Как и любой крупный проект, ЛИФШ не существует сама по себе – она создается совместными усилиями дружной команды. Об организации рассказывают директор Школы Михаил Павловец и проджект-менеджер Мария Севостьянова.

Михаил Павловец, директор

В этом году Летняя историко-филологическая школа подтвердила свой статус школы не только для старшеклассников, но и для тех, кто организовывал для них эту школу: занимался бюджетом и логистикой, выстраивал курсы и вел семинары. Были ли ошибки и «‎косяки»‎? Были, конечно, но современная школа строится не на отсутствии ошибок и «‎косяков»‎, а на умении вовремя реагировать на них, исправлять и исправляться. Лично для меня знаком успешности стала атмосфера на ЛИФШе: все относились друг к другу с заботливой предупредительностью, сообща решали возникающие проблемы и радовались частным успехам как общим. Судя по общению с «‎выпускниками»‎ школы, эту атмосферу они увозят с собой – по своим регионам, что считаю не менее важным их приобретением, чем тот дух научного поиска и творчества, ради которого, собственно, и собираются на ЛИФШ ее энтузиасты.

Мария Севостьянова, организатор

Думаю, ЛИФШ – это совершенно особенное место, в котором мы стараемся сохранить тонкий баланс свободы и безопасности. Так как схемы такого сохранения наработаны годами, с ним проблем не было – все организаторы представляют себе, как изнутри работает ЛИФШ. Все сложности поджидали нас на этапе подготовки: для меня опыт именно организации быта, проживания, питания, транспортировки склада и далее по списку был первым. Благодаря помощи коллег справились и с этим!

Каждый год ЛИФШ стремится предоставить старшеклассникам широкий выбор курсов, охватывающих наиболее занимательные сферы гуманитарного знания. Этот год не стал исключением. На Школе проводились семинары, посвященные и весьма классической филологии, и демонстрирующие современные компьютерные подходы к текстам, и более лингвистические курсы, ориентированные на изучение древних языков, и занятия на стыке истории, антропологии, социологии, культурологии.

Екатерина Можаровская, преподавательница курса «‎Девчонки и мальчишки, а также их родители: культурные практики советского мифа»‎

На ЛИФШ в этом году я вела курс совместно с Александром Шотиным, и мы подобрали материал, хорошо известный многим с детства: советские мультфильмы, детские книжки и популярные мифы, – но вели дискуссии мы о нем с участниками со взрослой исследовательской позиции. Наш курс вышел большим и по количеству участников, и по насыщенному материалу, и, конечно, это было не так просто, но мы постарались найти баланс. Я всегда очень рада вести пары на ЛИФШ, потому что там мы знакомимся с очень разными, но начитанными, искренними и веселыми старшеклассниками. Кстати, как бы парадоксально ни звучало при всем преподавательском флере моего текста сейчас, больше всего мне запомнилось как раз наше не вполне серьезное обсуждение культурных героев и прослушивание «‎Песенки друзей»‎. Мне кажется, что во многом наш курс «‎удался»‎ и благодаря участникам тоже – без их включенности в обсуждение, осмысленности и в то же время непосредственности, пары вышли бы немного иными.

Глафира Солдатова, преподавательница курса «‎Конструирование образа: введение в исследования девичества»‎

Как исследовательнице детской литературы, мне было приятно увидеть «‎кидкор»‎ как неофициальную эстетику ЛИФШ-2024 – что проявлялось и в дизайне, и в тематике учебных и развлекательных мероприятий. На мой взгляд, исследованиям детства стоит уделять больше внимания, чтобы узнать больше о субъектности детей как социальной группы. Мой семинарский курс был посвящен девичеству – феномену, находящемуся на стыке детского и женского. Одной из главных задач, которые я как преподавательница поставила перед собой, было обсуждение, как гуманитарные науки могут помочь девочкам в реальной жизни. Поэтому я старалась описать как можно больше контекстов, включая неевропейские, и давать больше творческих заданий. Спасибо каждой из участниц за интерес, дискуссию и творчество – вы научили меня многому!

Валерия Рыбак, преподавательница курса «‎Public history и memory studies: современные междисциплинарные подходы к изучению истории»‎

ЛИФШ – пространство академической свободы и экспериментов. Во время смены можно поделиться своими научными интересами, обсудить неочевидные вопросы. Это помогает профессионально расти и преподавателю, и участникам семинара. Мой курс был посвящен memory studies и public history – направлениям, которые с каждым годом становятся все популярней. Целью семинаров было в первую очередь дать ребятам понимание методологического аппарата, основные понятия и закрепить все это на разных кейсах из истории и нашей повседневности. Основная сложность заключалась в том, что предметное поле курса достаточно большое и приходилось выбирать, на чем сфокусировать внимание участников, чтобы это было более продуктивно для общего понимания. Очень украсило курс то, что в нем приняли участие не только историки и филологи, но и будущие международники, политологи и культурологи. На мой взгляд, только в междисциплинарной оптике и можно разбирать данные исследовательские поля. Мне кажется забавным и интересным то, что благодаря кейсам мы постоянно меняли контекст разговора – мы проанализировали и серьезные академические тексты, и ностальгические видео из интернета (никто никогда не вернет 2007 год!).

Помимо академической жизни, ЛИФШ предложил старшеклассникам множество развлекательных мероприятий: спортивные игры, чемпионат по «Шляпе», ставший традицией «Литературный маскарад», гитарники. Такими активностями занимались кураторы, многие из которых когда-то уже приезжали на Школу в качестве участников.

Мария Шкатова, кураторка

Мне кажется, главное отличие ЛИФШ от других подобных выездных школ – это добровольность внеучебных мероприятий. Наша задача – создать максимально комфортную среду для участников, в которой у них будет время отдохнуть после занятий, восстановить силы, а типично «вожатские» мероприятия вроде квестов, игр и тематических вечеров они могут посещать по желанию, чтобы познакомиться с кем-то или провести время с друзьями. Для меня лично работа на ЛИФШ – большое удовольствие. Мне очень приятно помогать младшим коллегам в течение школы с разными вопросами, иногда бытовыми, иногда личными. Чувствуешь себя нужным человеком на площадке, это всегда приятно. Больше всего мне запомнились гитарники – в этом году они получились особенно веселыми. Один раз мы вышли играть на улице вечером и ходили вокруг здания под музыку, было очень весело. Проблем в этом году не было никаких – подобралась какая-то чудесная команда, как со стороны организаторов, так и среди участников. Все друг друга поддерживали, все друг другу помогали, в общем, очень хорошо!

Лилия Констан, кураторка

После двух лет в качестве участника, работа в роли куратора на ЛИФШ была чем-то новым и совершенно освежающим! Мне кажется, ЛИФШ очень выделяется тем, что погружает участников целиком в академическую среду, и это проявляется не только в виде большого количества пар – например, вся коммуникация даже с кураторами осуществляется на Вы. Мне, как кураторке, было невероятно классно погрузиться в организаторскую часть ЛИФШ и пообщаться с младшими коллегами – кажется, мне попались совершенно замечательные люди, каждый из которых по-своему прекрасен и, уверена, добьется успехов в сфере своих интересов. Было очень здорово беседовать с коллегами, отвечать на их вопросы, поддерживать их, а также устраивать для них мероприятия! Мне кажется, ЛИФШ – классный опыт и для участников, и для команды организаторов.

Алексей Дильдяев, куратор

На ЛИФШ, будучи еще участником, я впервые увидел, как можно сочетать академическое (само)уважение с максимально бережным и внимательным отношением друг к другу. В этом году мне выпало участвовать в создании этих отношений. В отличие от других школ, на ЛИФШ принято брать в кураторы молодых студентов, возможно, еще вчера бывших ее участниками, но, благодаря этому, прекрасно понимающих язык и потребности своих младших коллег (будь то организация поэтического вечера по желанию участников, или перевод их ощущений в конструктивный фидбек для преподавателей). Коллеги – вообще очень важное слово для ЛИФШ – это про взаимное уважение, несмотря на ваш возраст и бэкграунд, про возможность прикоснуться к университетской жизни до ее начала.

Впрочем, инициаторами некоторых внеучебных мероприятий становились и сами участники – так, практически каждый вечер проводились исторические танцы. ЛИФШ не получилась бы такой без невероятного интереса ее главных героев – старшеклассников. Некоторые из них спешат поделиться своими впечатлениями!

Варя Попова, участница

ЛИФШ для меня – самое комфортное место, существующее в гуманитарной среде. Здесь я вспоминаю про уникальность и многогранность филологии, которую невозможно уместить в жесткие рамки экзаменов и олимпиад. Школа помогает расширить кругозор, углубиться в изучение межкультурных дисциплин, показывает, что сфера академических интересов может быть узкой, малоизученной, но не менее интересной и ценной для гуманитарного сообщества. Во многом ЛИФШ – это не только про постоянную учебу, а еще и про замечательных людей, готовых поддержать в любой момент, разделить твои взгляды, жизненные ориентиры и цели.

Анико Геленава, участница

На ЛИФШ я приехала во второй раз. С каждым новым приездом это место становится для меня все более родным и близким. На летней школе никогда не получится заскучать. Здесь постоянно царит дружеская атмосфера среди участников. Преподаватели и кураторы тоже готовы к диалогу с участниками. В этом году я очень часто ходила на неучебные вечерние мероприятия, и эти события открыли знакомый мне ЛИФШ с другой стороны. Конечно этот ЛИФШ-24 был в основном про безумно интересную учебу, но общение и комфортная атмосфера сделали ту неделю еще лучше!

Евгений Тулисов, участник

ЛИФШ стал для меня воплощением Касталии из «Игры в бисер» Гессе! Диалог участников и преподавателей не прекращался ни на минуту, а общая дискуссия только сплотила нас, показала, что мы увлечены одним делом – наукой! Так, одним из главных событий стала конференция, на которой многие из нас впервые выступали с докладом. Мне было важно понимать и видеть, что нас действительно слышали, давали стать участниками настоящей академической среды!

Ева Кальницкая, участница

За годы участия это место совсем перестало восприниматься как «место». Для меня ЛИФШ выходит за рамки семинарских курсов, лекций, и более – за границы «Вороново» и времени. Мой круг общения во многом состоит из людей, с которыми мы однажды встретились как коллеги на Школе, я наткнулась на большее количество интересной литературы и прочих источников, где-то расширила, а где-то конкретизировала свои исследовательские интересы. В целом, мое понимание гуманитарного знания сильно изменилось, за что я невероятно благодарна и так сильно люблю ЛИФШ!

За фотографии ЛИФШ благодарит Полину Чуприкову, за дизайн – Настю Хохрякову и Екатерину Безбах!