• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Паспорт проекта

Современная эпоха часто называется «постсекулярной» представителями различных интеллектуальных течений. Почти общепризнанным стал тезис, что религия проявляет себя иначе и выражается в новых формах манифестации. Процессы, происходящие в мировой политике обнажают мысль, что секуляризация, давно уверенно принятая многими интеллектуалами, возможно, не имела места быть или была вытеснена чем-то новым. Таким образом, неизбежно встаёт вопрос и о постсекулярности современной мысли. Но где провести линию демаркации, можем ли мы локализовать её во времени?

Есть основания говорить о том, что переход к постсекулярному тесно связан с началом «эпохи постмодерна», наступившей как считают многие, в последней четверти XX века. В «эпоху постмодерна», одной из ключевых характеристик которой и стал «постсекуляризм», религиозное снова проникает в сферы современной социальной и политической жизни. Определенным образом меняется оптика, через которую современные философы и социальные теоретики начинают изучать «теологическое». Постсекуляризм позволяет существовать религии внутри себя, но ее взаимодействие с современностью изменяется. В итоге то, что раньше считалось и называлось «политической философией» во многих отношениях становится тем, что может быть названо «политической теологией», в которой часто главным предметом становится «религиозное». Более того, нередко в рамках того, что можно назвать «политической теологией», работают светские мыслители или те авторы, которые относятся скорее к «левому спектру» политической теории. В этом контексте сфера политической теологии, изучающей отношения между областями политического и религиозного, обретает особую актуальность новое значение. Политическая теология оказывается дисциплиной, которая берет свое начало из политической философии и теологии и становится особенно популярной в трудах западных мыслителей второй ХХ века и первого десятилетия XXI века. Многие выдающиеся исследователи современной политической мысли и культуры работают в рамках данного направления.

Несмотря на большое количество публикаций по данной теме, исследователи все еще не пришли к окончательному мнению относительно сущности политической теологии. Реализация проекта позволит картографировать предметную область «политической теологии», обнаружить линию ее демаркации с «традиционной политической философией». Коллективное исследование ставит своей целью прояснить значение дискурса о религии в светских политико-философских теориях, а также провести ревизию «политической философии Нового времени» с целью попытаться прочитать ее как «политическую теологию Нового времени».

Актуальность

В последнее время ведущие социальные теоретики и политические философы все чаще сходятся на том, что разговоры о «секулярной эпохе» не имели под собой реальных оснований. Многие констатируют начало «постсекулярной эпохи», в условиях которой религия вновь становится одним из наиболее значимых факторов социального развития и вместе с тем одной из наиболее острых политических проблем. С решением этой «проблемы» связано возникновение новой (давно известный термин «политическая теология» во многом был наполнен новым содержанием, а ее предметная область - переопределена) междисциплинарной области исследований – современной политической теологии. Философы, теологи, политические теоретики и представители самого широкого спектра гуманитарных наук ведут академические дебаты на тему политики и теологии.

Несмотря интерес к «политической теологии» в западных интеллектуальных кругах, в России проблемы «политической теологии» в рамках русскоязычного научного дискурса освящены лишь в немногочисленных исследованиях и большей частью касаются не столько проблем политической теории, сколько теории социальной. Вот почему перед научным коллективом стоит цель восполнить этот пробел и, осветив результаты исследований западных теоретиков, вовлечь российских исследователей в продуктивную дискуссию на тему «современной политической теологии».

Цели и задачи исследования

Цель исследования попытаться определить предметную область «новейшей политической теологии» в современных западных академических дебатах и вместе с тем и актуальную и новейшую методологию исследования теолого-политических проблем.

Постановка следующих задач поможет достичь указанной цели:

  1. Рассмотреть особенности дискурса политической теологии у современных левых политических теоретиков.
  2. Воспроизвести аргументативные и интерпретативные схемы тезиса о том, что «предметом политической теологии может быть материальное»
  3. Понять роль и значение политической теологии в современных идеологиях, как идеологии используют теологию в своих целях.
  4. Описать секулярную сторону политико-философской теологии позднего Средневековья (Марсилий Падуанский)
  5. Аргументировать, почему атеизм имманентен теолого-политической проблеме
  6. Попытаться осмыслить «политическую философию» Модерна как «политическую теологию»

Ожидаемые результаты исследования

Научными результатами проекта станут доказанные или опровергнутые гипотезы, сформулированную в рамках научной проблемы проекта. Посредством решения всех поставленных задач будет достигнута и цель научного проекта. Его результаты, проверенные на заседаниях семинара, будут отражены в научных публикациях в рамках НУГ (сборник статей и две академические статьи). В частности, политическая философия Модерна будет переопределена как политическая теология (возможно, эта гипотеза не подтвердится). С этой целью будет введен особой термин "Метанойя", которые означает пересмотр прежних взглядов, а в рамках религиозного дискурса - "раскаяние". Поэтому одними из главных предметных областей политической теологии в рамках исследования станут следующие: "постсекулярное", "материальное", "атеизм", "революция" (этот феномен часто становится предметом споров в рамках политической теологии), "божественное и естественное право".