• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте

Лингвистический, когнитивный и прагматический анализ нарративов из корпуса Russian CliPS

Исследования дискурса при языковых нарушениях важны как для фундаментальной науки, так и для практики речевой реабилитации. Дискурс – это тот уровень языка, на котором проявляется интерационный аспект коммуникации, осуществляется взаимодействие человека с социумом, а нарратив является одним из наиболее частотных жанров дискурса в повседневной коммуникации (Olness, 2006).

Существующие исследования дискурсивного уровня при речевых патологиях зачастую демонстрируют противоположные результаты, что может быть связано с различием методик подсчета, стимульного материала и групп испытуемых. Проведение корпусного исследования на основе однородного материала, с учетом конкретных диагнозов испытуемых позволит выявить, насколько сопоставимы различные методики определения конкретных дискурсивных дефицитов, а также составить представление о дискурсивных проблемах при различных локализациях поражений, типах афазии и тяжести афазии.

Также актуальным вопросом для современной нейролингвистики и теоретической лингвистики является вопрос о границах между нормой и патологией в дискурсе для различных субъектов и ситуаций коммуникации. Корпусный анализ позволит сравнить различные нарушения связности в норме с теми, что имеют место при афазии и ППП.

В рамках НУГ мы планируем провести качественную и количественную оценку дискурсивных возможностей пациентов с афазией и поражениями правого полушария (ППП) в сравнении со здоровыми носителями языка (нормой). Оценка будет проведена с использованием как широко известных методов, традиционно используемых в клинической лингвистике, так и с применением методик, которые раньше использовались только для характеристики дискурса в норме.


Linguistic, cognitive, and pragmatic analysis of narratives from the Russian CliPS corpus

Research of discourse in speech disorders is relevant both for fundamental science and  practical use in speech rehabilitation. Discourse is the level of language where interactional aspect of communication is mostly visible, where the individual meets the society, and narrative is one of the most frequent genres of discourse in everyday communication (Olness, 2006).

Existing studies of discourse in patients with speech pathologies often demonstrate contradictory results, which might be due to the differences in calculating methods, stimuli and choice of participants. A corpus study based on a homogeneous material that takes into account each patient’s diagnosis will help determine the extent to which different methods of diagnostics of certain discourse deficits can be translated into one another. It will also shed light on the discourse problems linked to different types of aphasia, its severity and localization.

Another topical question of both modern neuro- and theoretical linguistics is the question of where the line is drawn between norm and pathology in discourse of different subjects and for different communicative situations. Corpus analysis will allow to compare various coherence violations attested in neurologically normal participants to the ones that occur in patients with aphasia and right brain damage (RBD).

In this project we plan to conduct a qualitative and quantitative assessment of discourse abilities of patients with aphasia and RBD compared to neurologically healthy native language speakers. The assessment will use widely known methods with a long tradition in clinical linguistics as well as methods that up until now were only used in general discourse studies.

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.