• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Приглашаем на заседание научного семинара

Мероприятие пройдет 27 марта в 18:10, в онлайн-формате. Темой семинара станет «Логика и топология мифа».

Приглашаем на доклад «Логика и топология мифа» Сергея Юрьевича Неклюдова (доктор филологических наук, профессор, профессор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, главный научный сотрудник Лаборатории теоретической фольклористики ШАГИ ИОН РАНХиГС) в рамках заседания научного семинара НУЛ фольклористики. Мероприятие состоится 27 марта в 18:10, в онлайн-формате. 

Ссылка для подключения: https://telemost.yandex.ru/j/03353715640525

Логика и топология мифа

 

Как известно, само понятие мифология и первоначальное представление о ней сформировано в европейской культуре знакомством с античным наследием, сохранившим некоторые сведения об этой давно умолкнувшей традиции. Античная мифология известна прежде всего через ее отражение в литературных текстах, в том числе – мифографических, которые систематизируют знания людей в данной области, а поэтому ее картина мира является структурно упорядоченной. В этом она кардинально расходится с «живыми» мифологиями, которые, как и положено устным традициям, имеют только диалектные воплощения, а их структуры динамичны и многовариантны. Кроме того, «мифологические сообщения», случайно сохранившиеся в письменных памятниках, являются лишь островками знания о мифах прошлого, определенным фрагментом многовариантной мифологической традиции, в целом остающейся нам неизвестной.

 

В античной мифологии достаточно отчетливо представлено распределение мифологических персонажей по двум большим группам («богов» и «духов»), однако различительные признаки этих групп лучше описываются на материале «живых» традиций, обследованных как предмет этнографии и фольклористики. Исторически оно восходит к разделению, с одной стороны, божеств растительности и урожая, календарных сельскохозяйственных духов и, с другой, «высших» богов, имеющих развитый культ (В. Маннхардт, В. Вундт, Дж. Фрейзер). Сегодня эта схема в значительной степени устарела, однако сама дихотомия мифологий «высшей» и «низшей» сохраняет свою актуальность, хотя стратификация мифологических персонажей по сферам их деятельности и обитаемым ими пространствам является гораздо более сложной.

 

Мифология высшего уровня включает в себя описание вселенной (космография) и ее возникновения (космогония). Имеются в виду повествования о том, как в результате событий, произошедших «в начале времен», появилась земля с ее рельефом, водоемами и растениями, установилась нынешняя картина дневного и ночного неба, был создан первый человек (антропогония), возникли отдельные роды и племена (этногония). Таким образом, речь идет о давно прошедшем времени, своего рода мифологическом plusquamperfectum’е, и о персонажах божественного статуса, бесконечно далеких от каждого отдельно взятого человека (см. концепцию «удалившегося бога» Элиаде).

 

В отличии от этого основу «низшей» мифологии (включая актуальную демонологию, являющуюся ее существенной частью) составляют суеверные представления о различных духах (духах-хозяевах, духах умерших, демонах болезни) и вообще о потустороннем мире, с которым человек соприкасается повседневно и непосредственно. Вопрос о том, в какой мере «низшая» мифология народной магии, народных обычаев и верований есть «отходы» высшей мифологии, а в какой, напротив, ее основа, видимо, не имеет однозначного ответа.

 

Идея распределения богов и духов по подобным группам (или уровням), возникающая из потребности систематизировать множество существующих в традиции мифологических образов, не является чисто умозрительной и основывается на характере самого фольклорного материала. Знакомство с живой устной традицией демонстрирует неоднородность комплекса религиозно-мифологических представлений, как бы разделенного на ряд относительно обособленных семантических пространств, каждое из которых имеет свой круг персонажей и разные трактовки мифологических тем. Различительные признаки, используемые при определении «семантических пространств» мифа (пространственно-временные и коммуникативные дистанции между современными людьми, с одной стороны, и богами / духами, с другой; масштаб деятельности божественных сил, сферы их полномочий) дают несколько более сложную стратификацию мифологической картины мира, чем принятое обычно (и в первом приближении правильное) разделение мифологии на «высшую» и «низшую».

 

Следует различать этнический компонент мифологической системы (архаические традиции практически им и исчерпываются) и ту ее часть, которая импортирована из какой-либо «мировой» («великой») религии при принятии данным народом буддизма, христианства, ислама; адаптируясь в новой среде, она обретает форму «народной религии», представляющей собой прочтение новообретенных образов и идей с помощью моделей автохтонной мифологии.

 

Мифологическая картина мира реконструируется на материале «живой архаики», включая ее рудиментарные формы в типологически более поздних традициях (фольклорные былички, предания, легенды и пр.), а также памятников литературы и искусства (мифологические фрагменты исторических сочинений, книжные и устные обрядовые тексты – молитвы, призывания, восхваления богов). Обычно предполагается, что подобная мифологическая картина мира восходит к некой исторической (и даже «первобытной») древности. Для многих ее элементов это предположение вполне может оказаться справедливым; в других случаях мифологические традиции черпают свой материал из «внешних», неавтохтонных источников, прежде всего – из мировых религий. Наконец, в позднейший период источниками становятся также тексты политико-идеологической пропаганды, науки, массой культуры.

С.Ю. Неклюдов