Приглашаем на доклад А.Б. Мороза "Деревенский праздник как символический капитал"
Мероприятие пройдет 12 марта в 19.30 в НУЛ фольклористики
В этнографической анкете Тенишевского бюро праздникам посвящено два вопроса, один из которых выглядит буквально так: «Замечают ли соседи, когда кто-либо из крестьян не принимает участия в празднествах, и как к этому относятся? Кому из семьи ставится в обязанность быть на празднестве и кто можетъ отсутствовать?» Количество ответов на этот вопрос свидетельствует о той значимости, которая придавалась празднованию в сельских сообществах на рубеже XIX–XX вв. Отказывавшихся праздновать ради работы осуждали, боясь будущих природных катаклизмов.
В советское время открытое и широкое празднование церковных праздников было невозможно, но несмотря на это, нынешние сельские жители как правило помнят, какой именно праздник отмечался в их селе, даже если сами этого празднования уже не застали. Случается, что постсоветские «дни села» приурочиваются к старым сельским праздникам. Праздники служат важным маркером коллективной идентичности.
Правила, по которым в деревнях устанавливалось празднование в тот или иной день, неизвестны, за исключением особых случаев, преимущественно связанных с обетами, однако какие-то правила существовали. Совпадение праздников в соседних деревнях было нежелательным. Если такое совпадение было обусловлено общим престолом, празднование разводилось по дням: день в одной деревне, день в другой. Это отчасти могло способствовать возникновению неканонических праздников: Петров батько (канун дня апп. Петра и Павла), Павлов день(следующий за днем апп. Петра и Павла). Совпадение не совпадающих с престольным праздников в соседних деревнях могло вызвать разного рода катаклизмы, например, мор скота.
Праздник характеризуется обязательным и показательным воздержанием от всех видов повседневной деятельности и противопоставленными им видами праздничного поведения. Соблюдение этих предписаний обеспечивает благополучие сообщества. Одновременно преображается и пространство: праздничное времяпрепровождение публично и открыто, действие происходит у храмов или часовен, на мостах, в особых сельских местах общего сбора.
Ценность праздника как особого сакрализованного времени подчеркивается нарративами о том, что бывает в случае «неправильного» установления праздника и как начинают праздновать праздники. В частности, распространен мотив о купле-продаже праздника жителями одной деревни у жителей другой. Примечательно, что цена праздника в основном измеряется теми материальными ресурсами, которые могут быть потрачены на празднование.
Доклад А.Б. Мороза состоится 12 марта в 19.30 в НУЛ Фольклористики (Москва, Старая Басманная, 21/4, корпус Л, ауд 504). Приглашаем всех желающих!