• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Традиционная культура в полиэтническом ареале. Фольклорная экспедиция в Смоленскую область

Экспедиция проходила с 10 по 24 июля в рамках программы «Открываем Россию заново»

С 10 по 24 июля в рамках программы «Открываем Россию заново» состоялась экспедиция «Традиционная культура в полиэтническом ареале. Фольклорная экспедиция в Смоленскую область». Экспедиция проводилась в тесном сотрудничестве и при поддержке Национального парка «Смоленское Поозерье». Студенты ОП «Филология» Факультета гуманитарных наук под руководством А.Б. Мороза посетили посёлок Пржевальское и его окрестности — всего около десяти сел и деревень, расположенных на территории Демидовского района. В ходе экспедиции было опрошено 118 человек, собраны сведения о различных аспектах традиционной культуры региона.

Богатая история территории обследованного региона определила количество сложившихся в этих местах исторических нарративов. Первое упоминание села Слобода (с 1964 г. — Пржевальское) относится к 1724 г. Комплекс записанных от местных жителей рассказов о прошлом охватывает несколько веков: упоминаются и русско-польские войны XVII в. (например, в контексте нарративов о разрушении древнего города Вержавска), и Отечественная война 1812 г., и Великая Отечественная война. На формирование исторической памяти оказывают влияние также археологические находки: так, например, ряд нарративов оказывается связан с обнаруженными на берегах озера Сапшо курганными группами. Исторические нарративы представлены самыми разными текстами — от рассказов очевидцев о войне и периоде оккупации до топонимических преданий, объясняющих происхождение названий элементов местного ландшафта. Особое место в  рассказах о прошлом занимает личность Н.М. Пржевальского, которому принадлежала д. Слобода и в честь которого впоследствии был назван поселок.

С точки зрения сведений о календарной обрядности особенный интерес представляет период Святок. В некоторых из обследованных студентами деревень и в самом Пржевальском ранее существовала традиция подблюдных гаданий, то есть гаданий с помощью песен. Сами песни, а иногда и связанный с их исполнением день называются жирово, или жирова . Гадание проводилось в период с Рождества до Крещения. В один из вечеров люди собирались в доме у одной из местных жительниц. Приходили и мужчины, и женщины, но особую роль играли женщины, исполнявшие подблюдные песни. Исполнительницы садились вместе, а желающие получить предсказание — напротив. Одна из женщин носила по комнате шапку, в которую желающие складывали по одному небольшому предмету, и в начале гадания вытаскивала из шапки один из предметов. Поющие исполняли случайную песню, и она считалась предсказанием тому, чьё кольцо или платок вытащили из шапки. В текстах песен содержалось символическое описание будущего. Предсказание могло быть как хорошим, так и плохим. Записаны рассказы о сбывшихся предсказаниях, однако сами тексты песен практически утрачены: сейчас наибольшее их количество записано в несколько измененном виде сотрудниками Дома культуры.

В Пржевальском и окрестностях развита троицкая обрядность. В рассказах о Троице зачастую упоминаются сразу три дня: родительская или духовская суббота, Троица и Духов день. Со значительной вариативностью описывается обычай «завивания березок». На Троицу или «на Духа» на березах завивали венки — переплетали между собой соседние ветки, загадывая при этом желание. Через неделю венки приходили расплетать: если венок завял — желание не сбудется. Также венки на Троицу плели пастухи для коров, оборачивая вокруг рогов березовые ветки. За венок хозяевам коровы полагалось угостить пастухов, в числе угощений при этом обычно были яйца. Троицу праздновали в каждой деревне: ходили в лес, устраивали гуляния, украшали березовыми ветками дом к празднику.

Экспедиция в Пржевальское — часть масштабного проекта по изучению традиционной культуры белорусско-русского пограничья — в числе прочих результатов послужила основой для планирования дальнейшей работы на территории Смоленской области.

Комментарии участников экспедиции:

Дарья Молокоедова, 1 курс ОП «Филология»

После прослушанного в рамках предмета “Теория литературы” курса фольклора я, не долго думая, приняла решение присоединиться к летней фольклорной экспедиции. В этом году мы отправились в пгт Пржевальское, который находится на территории национального парка «Смоленское поозерье». Опыт, который был получен во время экспедиции — уникален, особенно для студента-первокурсника. Слушать о традициях и обычаях от людей, которые следовали и следуют им по сей день, гораздо интереснее и познавательнее, чем читать в специализированной литературе и обсуждать в рамках учебного семинара. Информанты с теплом вспоминали и об истории своей семьи, были рады возможности сохранить её. Многое мы узнали и о святынях Демидовского района Смоленской области, местных географических объектах, а также об озерах и источниках национального парка «Смоленское поозерье».

Софья Житникова, 1 курс ОП «Филология»

Для меня еще при поступлении возможность поехать в фольклорную экспедицию стала одним из решающих факторов при выборе университета. И наша экспедиция оказалась даже лучше, чем я себе представляла! Ничто, включая бессонные ночи за расшифровками, не смогло как-то ухудшить впечатления от нее — эта кропотливая и сложная работа приносила мне настоящее удовольствие. Разговоры с жителями поселка Пржевальское и соседних деревень позволили составить живописную картину того, как было принято, например, гадать в Старый Новый год и как молодежь в деревне «хулиганила» на Петров день. После экспедиции мой интерес к фольклору только усилился, и я с радостью жду следующей такой возможности.