28 сентября 2021 года прошел очередной семинар Лаборатории
28 сентября 2021 года на очередном семинаре Лаборатории с докладом выступила Дарья Лихачева из Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ. Публикуем репортаж Анны Агаповой.
Во вторник 28 сентября в рамках семинара Лаборатории был представлен доклад Дарьи Лихачевой, стажера-исследователя Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ. Доклад был посвящен средневековым мотивам в архитектуре Георгия Гольца (1893–1946). Наследие автора составляет не так много зданий в Москве и других городах – тем важнее для нас его неосуществленные проекты.
Творческую биографию Гольца можно разделить на два этапа: авангардный (футуризм в театральных декорациях, конструктивизм в архитектуре) и неоклассический, пришедшийся на конец 1920-х – 40-е годы. Несмотря на то, что в дальнейшем архитектор продолжил создавать театральные работы, рубежом для Гольца стал 1924 год, когда он единственный раз посетил Италию. Назначение поездки и наличие какой-либо директивы со стороны советского правительства остается неизвестным, однако, судя по всему, именно опыт непосредственного знакомства с классической архитектурой повлиял на творческое мышление Гольца, который более не обращался к конструктивистским формам. Например, скульптурный корпус Изокомбината «Всекохудожник» (1932–1941 гг.) очевидно вдохновлен Воспитательным домом Ф. Брунеллески, а проект монументального памятника героям Сталинграда – римскими акведуками.
Неосуществленные проекты Гольца говорят о широком понимании классического наследия автором, не умалявшего ценность древнерусской и, шире, допетровской архитектуры перед античностью. Согласно убеждению архитектора, современный градостроительный план должен учитывать логику образования и облик средневекового города, органично вплетая новые идеи. Так, наиболее интересным проектом с точки зрения осмысления русской архитектуры (оставшимся, к сожалению, нереализованным) стала застройка площади у Золотых ворот во Владимире. В боковых башнях «дома Советов» угадывается силуэт Симонова монастыря, а крытый переход между зданиями ансамбля сочетает итальянские мотивы арок с древнерусскими «сенями». Вертикальная доминанта проекта – башня с элементами владимиро-суздальского зодчества – по замыслу Гольца должна была фланкировать Золотые ворота, образуя пространство новой площади.
Во время дискуссии о современной Гольцу советской архитектуре Лев Карлосович Масиель Санчес заметил, что автор не всегда рефлексирует относительно используемых им приемов и элементов. Поэтому задача исследователей – прочесть контекст творчества архитектора и его опыт увиденного, чтобы уметь различать явную рецепцию от «неосознанной» интерпретации какого-либо мотива.
27 мая 1946 г. жизнь Георгия Гольца трагически оборвалась. Его планы реконструкции русских городов, пострадавших во время войны, представляют нетривиальный для советской архитектуры взгляд на материальное прошлое.