15 апреля прошел первый семинар Лаборатории в 2022 году
Первый семинар, состоявшийся в рамках Лаборатории в 2022 году, был посвящен Нукусскому музею И. Савицкого. Докладчиком была Надежда Плунгян, старший научный сотрудник Лаборатории, недавно в рамках собственного исследовательского проекта побывавшая там. Публикуем репортаж Ольги Стрелковой.
Семинар, состоявшийся в рамках Лаборатории исследований советской архитектуры и изобразительного искусства, был посвящен Нукусскому музею Савицкого. Докладчиком была Надежда Плунгян, недавно в рамках собственного исследовательского проекта побывавшая там. Темами для обсуждения стали история коллекции и ее особенности, принципы экспонирования объектов и личность И. Савицкого как коллекционера. При этом ключевым исследовательским вопросом докладчика стала проблема современной репрезентации коллекции, значительная часть которого – изобразительное искусство, созданное в широком временном диапазоне с 1910 по 1980 е года.Коллекцию музея составляют представляет собой фонды народного каракалпакского искусства, которые изначально были фундаментом создания музеяогромный массив советской графики, живописи, скульптуры, насчитывающий несколько десятков тысяч предметов, и с другой стороны,. Такой объем памятников вместе с неустойчивой структурой коллекции определили исключительное место Нукусского музея в истории советского музейного строительства.
Если говорить о советском материале, близкими по масштабу явлениями в истории частного коллекционирования в СССР можно привести коллекции Костаки и Ф. Вишневского. Еще одна система значений, описывающих характер этого собрания, задана категорией модернистского музея, которая апеллирует к масштабу собрания и в качестве ключевого нерва назначает сопоставление старого и нового, национального и декларативно интернационального. Существенным для понимания характера коллекции является личность Савицкого, а также история ее собирания. И. В. Савицкий родился в 1915 году в Киеве. Получил прекрасное образование, сперва по стопам отца юридическое. Его юность пришлась на тот исторический зазор смены власти и первых лет нового советского государства, который сформировал так называемое потерянное поколение – людей оказавшихся не встроенными ни в одну из магистральных исторических программ. В 1941 году поступил в художественный институт им. Сурикова, который в том же году оказался в эвакуации в Самарканде. Там И. Савицкий познакомился с Р. Фальком, К. Истоминым, И. Мазель и Н. Ульяновым. Начало собственно коллекционирования было положено хорезмской экспедицией профессора Сергея Толстого в 1950 году, в рамках которой Савицкий ездил по аулам Каракалпакии, собирая образцы народного искусства. К 1966 году пользуясь, по-видимому, партийными связями и связями с местной Академией наук он стал директором в основанном им самим Каракалпакском историко-краеведческом музее. С этого момента началось коллекционирование советского искусства, с небольшим количеством средств, по собственному вкусу, без опосредования партийной цензурой в силу удаленного от центров расположения. И. Савицкий приезжал в Москву и покупал целыми архивами коллекции не выставляемых, репрессированных или изъятыми из выставочного поля.
В процессе собирательства коллекционер, как отмечает Н. Плунгян, избирает миноритарную позицию – апеллируя искусством небольшой народности на территории Узбекистана – каракалпаков и выведенными из поля зрения жесткой цензурой художниками столицы. Оперируя слабыми долями, коллекционер, тем самым, усиливает их, добиваясь устойчивого синтеза в рамках общего музейного собрания.