27 июня 2022 года состоялся очередной семинар Лаборатории
В понедельник 27 июня на очередном семинаре Лаборатории с докладом на тему «Альманах “Искусство книги” и книжное оформление в эпоху Оттепели» выступила стажёр-исследователь Ирина Пономаренко. Публикуем репортаж Дениса Аумана.
В понедельник 27 июня прошёл на очередном семинаре Лаборатории с докладом на тему «Альманах “Искусство книги” и книжное оформление в эпоху Оттепели» выступила стажёр-исследователь Ирина Пономаренко.
Эпоха Оттепели знаменуется масштабными изменениями в советском обществе, которые отразились и на культурной жизни страны. После тотальной несвободы прошлых десятилетий, в период Оттепели государственный контроль над искусством ослабевает. Многие осужденные ранее художники реабилитируются (Фальк, Каменский, Кузнецов), открываются выставки до этого запрещенных авторов художников (выставка картин Пабло Пикассо в ГМИИ имени А.С Пушкина), возобновляют работу ранее закрытые типографии и т.д.. Однако государство не спешит давать полную свободу для искусства, и цензура несмотря на ослабление, всё-таки продолжает существовать. В этих противоречивых условиях развивается книжная графика и оформление книги в целом. На примере альманаха “Искусство книги” была рассмотрена специфика развития дизайна книги в Советском Союзе 1950–1960-х годов.
Помимо самого альманаха в качестве источников были взяты документы из архива Д.А. Шмаринова, а также периодика, постановления и мемуары участников редколлегии.
Альманах “Искусство книги” выпускался с 1960 по 1987 годы. За это время было выпущено 10 журналов. Появление альманах связано с развитием представления о книжной графики и оформления книги как одном из направлений искусства. В 1955 году выходит книга “Борис Годунов” с иллюстрациями В.А. Фаворского, которые ярко демонстрирует художественную ценность книжной графики и книжного оформления. В 1956 году публикуется статья А.Д. Гончарова и Ю.А. Соболева «Книга – произведение искусства», которая уже в 1957 году обсуждается в Московском отделении союза художников (МОСХ). В 1958 в набор сдан первый выпуск альманаха “Искусство книги”, увидевший свет черз два года. Альманах состоял как из оригинальных статей, так и из материалов уже опубликованных в периодических изданиях. Как видно из планов выпусков к публикации допускались далеко не все статьи. Однако такой подход определялась не директивными мерами Партии, а скорее самоцензурой и предпочтениями редакционной коллегии журнала.
Составители журналов стремились концептуализировать развитие искусства оформления книги у своих современников. Так, художников условно делили на “книжников”, которые стремились создать единый облик книги, где все элементы образовывали бы общий ансамбль, и станковистов, концентировавщихся на книжной графике. Явными ориентирами эпохи выступали мирискусники, во многом стоявшие у истоков “книжности”, графики-соцреалисты 1930-х, представители интернационального левого искусства и художники союзных республик. Не менее важное влияние оказал подход к оформлению книги В.А. Фаворского. Эти тенденции сказывались и на учатсниках редколлегии альманах.
Подводя итоги, альманах был нацелен скорее на теоретизацию уже сложившихся изменений в сфере книжного искусства и напрямую не влиял на развитие этой сферы. Однако из-за сложившейся самоцензуры, а также замкнутости теоретической дискуссии, современникам не удалось концептуализировать всё многообразие стилистических тенденций в книжном искусстве.
Также, в процессе обсуждения доклада завязалась дискуссия на тему достоверности того, как непосредственные участники редколлегии альманаха оценивают свою работу в создании альманаха.