• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

26 октября 2022 года сотрудники Лаборатории посетили открытую встречу-лекцию Элеоноры Жарёновой в Музее Зураба Церетели

26 октября 2022 года сотрудники Лаборатории посетили открытую встречу-лекцию крупнейшего советского мозаичиста Элеоноры Жарёновой в Музее Зураба Церетели.

26 октября 2022 года сотрудники Лаборатории посетили открытую встречу-лекцию крупнейшего советского мозаичиста Элеоноры Жарёновой в Музее Зураба Церетели. Формат лекции предполагал искусствоведческий комментарий и расширенный показ станковых и монументальных работ художницы, созданных совместно с ее мужем В. Васильцовым.

Э. Жарёнова и В. Васильцов – ученики А. Дейнеки. Его влиянию на их становление как художников во время учебы в суриковском училище в 1950е годы посвящена вступительная часть лекции. Оригинальный подход к постановке, дружеские и равноправные отношения с учениками, стремление привить им любовь к искусству – все это выгодно отличало мастера от его коллег, работавших в “серой” и “закостенелой” атмосфере училища.
В ходе своего рассказа художница сформулировала несколько проблем, связанных с монументальным искусством. Прежде всего, это анонимность работ, не позволяющая авторам следить за сохранностью произведений в меняющемся городском пространстве (так, какие-то работы оказываются сбитыми, замазанными штукатуркой или закрытыми баннерами).
Следующий тезис касался централизованной организации работы художников, необходимой в силу масштабов и трудоемкости исполнения, количества вовлеченных в него лиц, а также рисков связанных с художественной оценкой уже законченных произведений. В таких условиях, по мнению художницы, наиболее удобным было распределение государственных заказов через комбинаты при посредничестве художественного совета, выбиравшего исполнителей через конкурс и впоследствии защищавшего их интересы.

В завершении лекции художница коснулась проблемы диалога между заказчиками, архитекторами и монументалистами. В качестве одного из вариантов взаимодействия был назван компромисс (например, при возведении флорентийской мозаики для Данилова монастыря в (1987–1988) художники были заинтересованы в больших размерах работы чем заказчик, и в результате был выбран полутораметровый формат). В других случаях художники получали бОльшую свободу: так, архитектор Л. Павлов с пиететом и высокой степенью корректности относился к работам художников, предоставляя им возможность работать в соответствии с собственным художественным видением, такую же степень свободы художники получили от заказчиков в работе для наукограда Протвино.

Важным для лаборатории результатом стала фотодокументация редко экспонируемых работ Э. Жарёновой и В. Васильцова. Также был приобретен полный каталог их монументальных работ, составленный художницей, для сканирования и пополнения цифрового архива лаборатории.
Встреча была организована сетевым сообществом MONUMENT - инициативой искусствоведа-любителя Александра Зиновьева, автора книг о московском метро и о ВДНХ. В следующем году в Лаборатории планируется провести цикл семинаров о влиянии самоорганизованных инициатив на исследования советского модернизма и процесс охраны его памятников.


Запись встречи доступна на YouTube.