• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

20 апреля 2023 года состоялся очередной семинар Лаборатории

20 апреля 2023 года на очередном семинаре Лаборатории сотрудники обсудили план работы на ближайшие месяцы, а также посещение выставок, конференций, круглых столов и открытых лекций, посвященных советскому искусству и архитектуре.

20 апреля 2023 года состоялся очередной семинар Лаборатории

Ольга Казакова

20 апреля 2023 года на очередном семинаре Лаборатории сотрудники обсудили план работы на ближайшие месяцы, посещение выставок, конференций, круглых столов и открытых лекций, посвященных советскому искусству и архитектуре.

Кроме того, прошло обсуждение громкого выставочного проекта московского Манежа «Дом культуры СССР». Дискуссию вела исследовательница и кураторка советского искусства Надежда Плунгян. Мегаломанский проект состоял из самостоятельных экспозиций крупнейших институций Санкт-Петербурга и Москвы. В экспозиции были представлены основные виды искусств — архитектура, скульптура, фотография, графика, живопись, кино, музыка и театр. Входная экспликация предлагала посмотреть на объекты выставки как культурные артефакты эпохи, заведомо отказываясь от единой концепции выставки, способной связать разрозненные объекты в цельное высказывание. Очевидными преимуществами выставки стали колоссальный объем привлеченных памятников, насыщенность экспозиции нехрестоматийными предметами искусств, развернутые экспликации. В то же время критику вызвали расхождение концептуальной рамки и содержания выставки — так, заявленный в названии дом культур как «лаборатория советской культуры», предполагающая низовое участие в материале выставки, не получил адекватной репрезентации. Кроме того, в репрезентации советской культуры отчетливо просматривается колониальный подход: искусство союзных республик оказывается в той же миноритарной позиции что и низовое искусство. Нюансы индивидуальных кураторских замыслов, предполагающих сложный взгляд на культурные процессы противоречивой эпохи, утонули в колоссальном масштабе выставки и неоформленной сопроводительной программе. С учетом сформулированных в процессе дискуссии критических замечаний исследователи советского искусства предложили альтернативные актуальные для истории искусств выставочные проекты.