Что почитать летом? Сотрудники Научно-учебной лаборатории исследований советской архитектуры и изобразительного искусства делятся важными книгами о советской культуре
Научные сотрудники и стажеры-исследователи Лаборатории исследований советской архитектуры и изобразительного искусства собрали подборку книг о советском искусстве и культуре, которые можно прочитать за лето.
Научные сотрудники и стажеры-исследователи Научно-учебной лаборатории исследований советской архитектуры и изобразительного искусства собрали подборку книг о советском искусстве и культуре, которые можно прочитать за лето.
Научно-учебная лаборатория исследований советской архитектуры и изобразительного искусства: Старший научный сотрудник
П. Мансуров. Петроградский авангард. Каталог выставки, экспонировавшейся в Русском музее и в Музее современного искусства в Ницце. Авторы статей Евгений Ковтун, Ирина Карасик. Palace Edition, 1995
Каталогу много лет, и такого художника, как Павел Мансуров, студент-искусствовед и знает, и не знает: может быть, знает краем уха. Я рекомендую эту книгу по нескольким причинам. Первое – история науки. Книгу делали люди, для которых наследие ГИНХУКа еще очень во многом оставалось недавним прошлым. Нужно это осознать и увидеть через тексты. Второе. Мансуров умер в 1983 и был единственным реальным свидетелем и учеником Малевича, Матюшина, Татлина, который сполна (!) воспользовался плодами реабилитации русского авангарда. В 1928 году он не вернулся из итальянской командировки ВОКС и затем жил во Франции, активно участвуя в местной художественной жизни – но для французской сцены тоже оставался загадкой, что следует из эмоциональных, с ноткой ужаса воспоминаний директора музеев Ниццы Клода Фурнэ (вероятно, это похоже на то, как если бы во Францию уехал Хармс).
Понят ли Мансуров сегодня искусствоведами? Найдена ли для него музейная ниша? С кем его сопоставлять? Прочтите и сделайте свои выводы.
В. Шпаков. История всемирных выставок. АСТ, 2008
Книга Шпакова не о советском искусстве, но по сути, она о становлении модернизма. Читая ее подряд, вы сможете достаточно глубоко понять корни слияния искусства с производством, как следствие – задумаетесь о форме репрезентативного ансамбля и об эволюции монументальной формы в двадцатом веке. И заодно, хотя это, может быть, и главное – увидите широкую интернациональную рамку, в которую были вставлены хорошо известные нам советские павильоны разных лет.
А. Епишин. Преображая мир в кровавом мятеже… Русская живопись революционной эпохи. Грифон, 2017
Книга Епишина – в ряду самых недавних искусствоведческих подходов к проблеме советской жанровой и исторической картины – и уже потому заслуживает внимания. Хотя автор не предлагает новую методологию, в книге подобран оригинальный визуальный ряд, что уже очень ценно и информативно; во-вторых, она построена вокруг действительно значимых проблем, которые позволяют увидеть раннесоветскую картину как часть дореволюционной традиции. Речь пойдет про отсвет Первой мировой войны и эволюцию социальных типов 1910-х, контексты становления группы АХРР, про сосуществование реализма, беспредметного искусства и аллегории. Все это важная и для многих неочевидная база курса по советскому искусству.
Научно-учебная лаборатория исследований советской архитектуры и изобразительного искусства: Стажер-исследователь
А. Селиванова. Постконструктивизм. БуксМАрт, 2020
Провокация книги заключена уже в её названии. «Постконструктивизмом» Селиванова отдельно выносит архитектуру второй пятилетки 1932–1937, выявляя особенности архитектурных процессов этого периода. Работа Александры Селивановой является одним из наиболее состоятельных и объективных исследований по архитектуре этого периода. Она свободна от ангажированной (в любую сторону: левую/правую, просталинскую/антисталинскую) трактовки материала, предоставляя наиболее компромиссный и здравый взгляд на архитектурные процессы 30-х годов. Автор грамотно обращается и к теоретическим, и к практическим сюжетам (критически рассматривая каждый, не пресыщая вниманием какой-либо из них), влиявшим на стиль и его дальнейшие изменения. Александра Селиванова изначально не ставит себе цель доказать какую-то универсальную гипотезу-концепцию –– это уже изжившая себя методология, сразу ограничивающая исследователя, требующая всё сводить к четким и не всегда уместным категориям и обобщениям. Применяя междисциплинарный подход, Селиванова выполняет поставленную задачу: выявить концептуальные основы архитектуры этого периода, её предпосылки, обнаружить связь с архитектурными процессами на Западе. Безусловно, можно завести очередную полемику касательно уместности термина «постконструктивизм», осудить автора за отсутствие внятного формально-стилистического анализа, но указанные недостатки не будут умалять научной значимости этого исследования и формирования нового, как мне кажется, вполне верного и правильно взгляда на архитектуру 1930-х годов.
«Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления». Сборник статей по материалам научной конференции, проведенной НИИТИАГ РААСН. КомКнига. 2007
Изначально это сборник исследований, подготовленный по материалам научной конференции, проведенной НИИТИАГ РААСН в 2007 году по теме «сталинский ампир», которая впоследствии оформилась в книге, опубликованной в 2010 году. Слабая степень изученности сталинской архитектуры объясняется её моментальным забвением в середине 1950-х годов (в годы хрущёвского утилитаризма), когда историки архитектуры были лишены возможности анализировать творческие течения и выстраивать для периода «сталинского ампира» линию стилеобразования. Примечательно, что, по мнению Селима Хан-Магомедова, «сталинский ампир» был отвергнут властью, находясь в апогее своего творческого взлёта, когда Владимир Паперный называет причиной исчезновения стиля внутреннее исчерпание самой архитектурной программы сталинской культуры, которая была лишена каких-либо путей и способов дальнейшего развития. Важно, что Хан-Магомедов выделяет ряд творческих концепций в рамках «сталинского ампира»: пролетарская классика Ивана Фомина, неоренессансная школа Ивана Жолтовского, школа Бориса Иофана. Значимость книги также в том, что она рассматривает важные вопросы образования стиля и его характерных черт: их истоки, а также дальнейшее преобразование в пространстве сталинской архитектуры.
Научно-учебная лаборатория исследований советской архитектуры и изобразительного искусства: Стажер-исследователь
В. Кричевский «Обложка: графическое лицо эпохи революционного натиска». Самолет. 2002
Книга в период становления советской власти была не только главным источником информации, но и ключевым орудием пропаганды и ликвидации безграмотности. В свою очередь книжное оформление было важной частью визуальной культуры этого времени; оно формировало и одновременно транслировало стиль эпохи и эстетическое восприятие современников. Данная монография представляет собой всеохватный обзор книжного дизайна от революции до первой пятилетки – на основе коллекции автора. Личный подход, взгляд не искусствоведа, но типографа и большого энтузиаста своего дела формирует уникальный тип повествования, как с точки зрения текста, так и устройства самой книги. Особое внимание в исследовании уделено именно генезису стиля эпохи, а также техническим и социальным аспектам работы над книжными обложками. Большую важность представляют авторская терминология и предлагаемая атрибуция анонимных работ. Монография позволяет не только составить более полное представление о визуальной культуре 1910-1920-х годов, но и увидеть параллели между «прикладной графикой» и живописью, агитационным и киноплакатом, эстетическими теориями авангарда.
Н. Бесчастнов, А. Лаврентьев «Ткань авангарда». РИП-холдинг. 2020
Альбом-исследование, посвященный одной из ключевых экспериментальных площадок советского авангарда, текстилю. Главные героини книги: Любовь Попова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова, Людмила Маяковская, Александра Экстер. Богатый иллюстративный материал включает в себя не только образцы тканей, но и архивные фотографии из мастерских, редкие текстильные эскизы и реконструкции костюмов. Кроме того, в альбоме представлены репродукции графических работ, что позволяет проследить взаимосвязь между творческим опытом художниц в изобразительном искусстве и в прикладной сфере. Особое место в книге уделено теоретической составляющей: дискуссиям о стиле, технологиях и роли художника в «перестройке быта». Ценность «Ткани авангарда» также состоит в том, что она проливает свет на взаимодействие художников с крупнейшими мануфактурами, а также на формирование «школы текстильного авангарда» на базе ВХУТЕМАСа. Возможно, это не полноценный монографический труд в строгом смысле этого слова, но абсолютно точно прекрасный источник для визуального исследования и первичного знакомства с темой.