Итоги конференции «Ханна Арендт: свобода и ответственность»
20 марта на базе НИУ-ВШЭ прошла конференция, посвященная наследию немецко-американской мыслительницы еврейского происхождения Ханны Арендт, организованная Научно-учебной группой «Метанойя: поворот к трансцендентному и материальному в современной политической теологии».
Говорить о развитии гуманитарной мысли в России в последнее десятилетие без упоминания о возрастающем интересе к творчеству Ханны Арендт не представляется возможным. Именно в последние годы в нашей стране были опубликованы или же переизданы переводы наиболее важных философских и политических работ этой мыслительницы, тем самым куда более широкому кругу читателей, в сравнении с 90-мы годами, была предоставлена возможность познакомиться с ее идеями. Но по-настоящему понимание какой-либо «мысли» и продуктивная работа с ней невозможна была бы без аналитической работы над этой «мыслью», которую, к примеру, проводят такие ведущие отечественные специалисты, как Носов Д.М., Мотрошилова Н.В., Глухов А.А., Ямпольский М.Б. и многие другие, чьи публикации, посвященные анализу творчества Ханны Арендт, обогатили печатный и интеллектуальный мир России.
Научно-учебная группа «Метанойя: поворот к трансцендентному и материальному в современной политической теологии», руководствуясь установкой на анализ в том числе и актуальных политико-философских концепций, вопрос принадлежности которых к тематике политической теологии представляется требующим разъяснения и анализа, организовала конференцию для ученых и молодых исследователей, в рамках которой участники должны были получить возможность поделиться результатами своей академической работы, а также наладить внутриакадемическую коммуникацию. Также конференция в силу широты спектра охвата тем, затронутых в выступлениях, представляла интерес и для тех, кто профессионально не занимается исследованием идей Арендт, но интересуется современной философией.
К сожалению, во многом из-за непредвиденных обстоятельств не все докладчики, которые изначально заявили свои тезисы, смогли принять участие в конференции, но и тех докладов, которые состоялись, а также их качества, свидетельством которого становилась оживленная полемика за ними следовавшая, вполне хватило, чтобы организаторы конференции могли посчитать поставленные задачи выполненными. В пользу успеха конференции также может свидетельствовать тот факт, что по окончании основного блока докладов и закрытия конференции, обсуждения еще долго продолжались в приятной и неформальной обстановке фуршета.
Всего на конференции было сделано 11 докладов в 3 тематических секциях:
Секция «Политическая теория Ханны Арендт»:
Устьянцев Р.А. «Предрассудки, суждения и политическое в работе Ханны Арендт “Was ist Politik?»
Сидорова М.А. «Роль образов даймониона в философии Х. Арендт»
Петушкова Д.А. «Проблема суждения с позиции актора и зрителя в политической философии Х. Арендт»
Дуденкова И.В. «Политическая философия Ханны Арендт в свете ее диссертации о блаженном Августине»
Глухов А.А. «Арендт о позитивной свободе»
Мартынов К.К. «Либеральная и республиканская традиция в политической философии Арендт»
Секция «Арендт о насилии»
Павлов А.В. "Ханна Арендт: "теология революций"
Дубровина А.А. «Договор без меча – это всего лишь слова?»
Куманьков А.Д. «Философия войны Х. Арендт» (докладчик не смог присутствовать лично, но смог передать свое выступление в записанном виде)
Секция «Банальность зла»
Альтман Ю.И. «Ханна Арендт и Дж.Оруэлл: двоемыслие как свобода выбора между самообманом и банальностью зла»
Гуляев Р.В. «Два тела короля и два тела злодея: был ли Эйхман банален?»
Организаторы конференции благодарят всех докладчиков и слушателей, а также выражают надежду на то, что прослушанные доклады окажут благотворное воздействие на дальнейшую академическую работу.