• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги четвертого семинара

Во вторник 14 апреля 2015 года состоялось четвертое заседание научно-учебной группы «Метанойя: Поворот к трансцендентному и материальному в современной политической теологии». С докладом на тему И ни один общественный договор не сможет упразднить власть…”: Политико-теологические воззрения Франсиско де Витории выступил кандидат юридических наук, доцент Школы философии НИУ-ВШЭ Александр Владимирович Марей.

Фигура Франсиско де Виттории, члена доминиканского ордена, а также главы кафедры теологии университета Саламанки до недавнего времени была малоизвестна отечественному читателю, хотя есть основания полагать, что его идеи являются принципиально важными для понимания становления государства модерна и рефлексии интеллектуалов над этим становлением. Учитывая этот контекст, можно назвать большой удачей выступление Александра Владимировича на заседании НУГа, поскольку именно он является переводчиком трудов де Виттории на русский язык, а также философом их интерпретирующим и выстраивающим историко-философскую реконструкцию учения испанского мыслителя.

В своём выступлении Александр Владимирович сфокусировался на вопросах философии де Виттории, релевантных основной теме научно-учебной группы, а именно: на вопросах природы власти, а также их отношении к религиозной мысли, на возможности вести разговор о том, что Виттория использует религиозные секуляризованные понятия для обоснования своей теории власти.

Особый интерес представлял тезис докладчика о том, что именно Франсиско де Виттория, а не Жан Боден является первым теоретиком государства модерна. Причем принципиально важно в этом контексте отметить, что де Виттория в основу своих рассуждений закладывает понятия теологические, в то время как Боден апеллирует к средневековой юридической традиции. Для де Виттории власть есть нечто, что не может быть упразднено, поскольку одна из частей ее двоичной природы связана с Богом, в то время как вторая ее часть связана с обществом. Отсюда вытекает вопрос о том, что произойдет, если власть потеряет поддержку общества, но сохранит божественную санкцию, которую отторгнуть нельзя, так как, в сущности, для Виттории аргумент власти есть аргумент от естественного права. В таком случае власть станет легальной, но не легитимной, но отторгнутой быть все равно не сможет. Речь будет идти о тирании.

Франсиско де Виттория не наполняет власть реальным содержанием, для него ее определение в первую очередь формально. Поэтому власть частная и публичная различаются лишь по количественным, степенным показателям, но, в сущности, имеют одну структуру. Публичную власть он делит на духовную и гражданскую. Целевой причиной гражданской власти является земное благополучие людей на суше в рамках определенных границ, в то время как целевой причиной власти духовной является спасение души, а также владычество в водах, которые с точки зрения де Виттории не принадлежат ни одной из стран. При этом духовная власть должна уступать гражданской при возникновении конфликтов, что позволят говорить о секулярном характере мышления философа. Это позволяет нам пытаться интерпретировать его учение о власти как политическую теологию, пусть и не в строгом смысле. 





 marej_vitoria_o_magicheskom_iskusstve (PDF, 316 Кб)

 

 

 marej_vitoria_pervaya_lekzia (PDF, 159 Кб)

 

 vitoria_pervaya_lekzia_perevod (PDF, 413 Кб)