• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Итоги восьмого семинара

В четверг 8 октября 2015 года состоялось очередное заседание научно-учебной группы «Метанойя: Поворот к трансцендентному и материальному в современной политической теологии». С докладом на тему «Как возможна «политическая теология» Томаса Гоббса?» выступил участник НУГа, магистр второго года обучения Школы философии НИУ-ВШЭ и, что главное, специалист по политической философии Александр Зырянов.

Обращение к фигуре Томаса Гоббса в рамках работы научного семинара выглядит с одной стороны необходимым, а с другой стороны неоднозначным, поскольку сопряжено с определенными историко-философскими трудностями. Во-первых, обойти главный, в контексте тематики НУГа, труд философа «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» совершенно невозможно, поскольку исток политической теологии в ХХ веке связан именно с изучением этого труда Карлом Шмиттом, в важности фигуры которого регулярным участникам семинаров приходилось не раз убеждаться. Однако основная трудность возникает ровно по этой же причине. Говоря об идеях самого Гоббса, приходится быть вдвойне внимательным для того, чтобы избежать диффузии предмета и интерпретации.

Александр Зырянов построил свой доклад, исходя из идеи, убедительные доказательства которой он представил, что Томас Гоббс при создании свой политической философии использует секуляризованные теологические понятия, и их использование не нейтрально. Затем была представлена аналитическая работа по сравнению этих понятий со сходными концептами уже у Карла Шмитта. В первую очередь сравнение коснулось понятия чрезвычайного положения, вводимого Шмиттом. У Томаса Гоббса ему могло бы соответствовать то, что философ называет decision (т.е. «решение»). Теологический корень в этом случае состоит в том, что творение сувереном чрезвычайного положения сравнивается с творением Б-гом чуда. Однако в ходе дискуссии был сделан вывод о том, что применять концепт «чрезвычайного положения» по отношению к аналитике устройства государства Томаса Гоббса неадекватно, поскольку свобода граждан в Левиафане определяется границами умолчания законов и оттуда же проистекает, а полностью отменить законы суверен не может, что является необходимым в логике Карла Шмитта.  

Наиболее проблемным пунктом в рамках доклада представился выбор Гоббсом метафоры библейского чудовища Левиафана для описания государства. Несомненно, что эта метафора является одной из наиболее сильных и влиятельных в истории политической мысли. В ХХ веке важнейшая книга Франца Ноймана «Бегемот», посвященная устройству государства нацистской Германии, строится  именно как ответ на метафору, предложенную Гоббсом. В рамках выводов участники семинара согласились с тезисом докладчика о том, что Томас Гоббс не до конца секуляризует теологические понятия, однако их использование им для построения собственной политической философии кажется необходимым и неслучайным.

 Зырянов_Гобс (DOCX, 1.16 Мб)